↗Эугениуш Бодо любил жизнь, сцену, кино, любил Польшу. И любовь эта была взаимной.
Эугениуш Бoдo ((Bohdan Eugène Junod), настоящее имя и фамилия Богдан Эжен Жюно (род. 29 декабря 1899 в Женеве - ум. 7 октября 1943, в Котласлаге Архангельской области) - польский киноактер, эстрадный артист, режиссер, сценарист, танцор, певец, конферансье и продюсер. Псевдоним "Бодо" создан из первых слогов имени артиста (Богдан) и имени его матери (Дороты). Эугениуш родился в семье швейцарского инженера Теодора Жюно и польки Ядвиги Дороты Дылевской. С 1917 года начал выступать на сцене Познаньского, а с 1919 – Варшавского ревю и на сцене других известных столичных кабаре. В 1925 дебютировал в кино, сыграл в более чем 30 фильмах. Во многих музыкальных фильмах в его исполнении звучали песни, которые сразу же становились шлягерами. В 1932 году Бодо был удостоен неофициального титула Короля польских актеров, а в 1936 - Короля стиля. Незадолго до начала второй мировой войны начал писать киносценарии и режиссировать фильмы, в которых он играл главные роли.
↗Эугениуш Бодо, песня О′Keй (музыка Генриха Варса, слова Конрада Тома, Эмануэля Шлехтера) Eugeniusz Bodo - O′Key (muzyka Henryk Wars, słowa Konrad Tom, Emanuel Schlechter)
С 1931 года Бодо - продюсер и один из совладельцев кинокомпания BWB (Бодо, Важинский и Бродиш). С 1933 г. - совладелец кинокомпании "Urania-Film", в которой он создал свои лучшие киноленты. В 1939 г. Бодо подписал контракт с одной из киностудий США. Весной 1939 г. открыл в Варшаве престижное "Кафе Бодо". Во время немецкого вторжения в Польшу Бодо организовывал здесь концерты для польских солдат и гражданского населения столицы. Доходы от работы кафе "Бодо" шли на материальную поддержку коллег по сцене. Вскоре он переехал во Львов, устроился конферансье в театральный коллектив «Теа-джаз» Хенрика Варса, записал песни на русском языке (свободно владел русским языком). Гастролировал по СССР. Решил иммигрировать в США, но в ходе оформления документов, выявилось его швейцарское гражданство. Эугениуш Бoдo был арестован органами НКВД 26 июня 1941 года. Содержался в пересыльных тюрьмах Уфы и Москвы, потом был отправлен в лагерь, где согласно архивным документам умер от истощения и голода 7 октября 1943 г. В 1938 году Эугениуш Бодо был награжден польским орденом - "Золотой Крест Заслуги с мечами".
↗Знак отличия «Золотой Крест Заслуги с мечами» (польск. Złoty Krzyż Zasługi z Mieczami, реверс - аверс)
Эугениуш Бодо Еще одна жизнь – еще одна черная страница сталинских репрессий
↗Эугениуш Бодо на взлете своей актерской славы
2 октября 2011 года на мемориальном кладбище жертв политических репрессий «Макариха» торжественно открыли кенотаф① Эугениушу Бодо.
Надпись на плите: «Памяти выдающегося польского артиста Эугениуша Бодо. Стараниями Министерства культуры и национального наследия Республики Польша, Польского института в Санкт-Петербурге, общества «Котласская Полония» по проекту архитектора В. Бухаева. 2011"↙
Мемориальный знак установлен по инициативе Министерства культуры и национального наследия Республики Польша и Польского института в Санкт-Петербурге,
а также при содействии администрации МО «Котлас» и КПОД «Котласская Полония».
Признаюсь, когда прочитала эту информацию в польском ежемесячнике, который издается в Санкт-Петербурге, то подумала, хорошо, если бы наоборот было "по инициативе Котласа и при содействии Польши". Мои надежды развеяла информация на портале Администрации Котласа: «В программу дней польской культуры, по традиции, было включено возложение цветов к памятной плите репрессированным полякам, на мемориальном кладбище Макариха... Поляки очень трепетно и последовательно ведут работу по увековечению в России имен своих земляков, подвергшихся гонениям в нашей стране в первой половине двадцатого столетия». http://www.kotlas-city.ru/_news_05_10_11.htm
Информация в газете «Вечерний Котлас». В конце, очень тепло написанной заметки об открытии памятника, приводятся официальные данные: «Жюно-Бодо Эугениуш-Богдан реабилитирован в соответствии с законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». На городской планерке 11 июля глава города Сергей Николаевич Мелентьев сообщил, что памятник будет установлен к 30 сентября этого года. Все затраты по его изготовлению взяла на себя польская сторона». http://allkotlas.ru/gorodsk....ru.html
↗Мемориальное кладбище жертв политических репрессий "Макариха"
Мы говорим о трепетном отношении поляков к памяти их земляков, подвергшихся гонениям в нашей стране. И ни слова о нашем отношении. Что мы делаем, чтобы искупить вину тех, кто сгубил эти жизни? Как же надо не любить свою страну, чтобы делать вид, что на нас не лежит ответственность за ее прошлое. Тема, «кто ответит за сталинские репрессии», постоянно муссируется в прессе, на телевидении, по радио, в электричках, на кухне, многим она не дает покоя в разных странах. Кто? Вопрос этот мир расколол на части, а ответа нет. Такой сложный? Или срабатывает удобное правило: сын за отца не отвечает. Но вот еще одна судьба в 42 года оборванная - судьба успешного польского актера Эугениуша Бодо. Долгие годы пытались узнать, что с ним случилось, его родные. Долгие годы им было неведомо, где его могила, не знали они, что мучительная смерть настигла их Эугениуша в Котласлаге, в нашей стране. И, если бы не Красный крест, если бы не усилия польской стороны, до сих пор его последние дни были бы под семью замками. Несколько десятилетий вдова Петра Лещенко добивалась такой же правды от Румынии, в лагерях которой погиб ее муж. И тоже, до сих пор приходят отписки.
↗Репортаж польского ТВ об открытии памятника в Котласе
На днях на Первом канале ТВ в программе «Познер» был Геннадий Зюганов, и ведущий, Владимир Познер в конце программы задал вопрос лидеру КПРФ: «Не кажется ли вам, что одних извинений за миллионы погубленных, искалеченных жизней маловато? Просто извинились и все, да? Не мало?». Зюганов в ответ говорил много и ни о чем, на пересказ и времени тратить не хочется, а вот пример, который привел Владимир Познер, достоин внимания: «У меня есть внук. Родился он в Германии. Ему сегодня 17 лет. Он ходит в немецкую школу. Они изучают историю. И им говорят: "В том, что было в Германии во время Гитлера, виноват не только Гитлер, виновата не только нацистская партия, а виноват немецкий народ, и в том числе мы несем эту ответственность". Они это говорят громко и четко. Я снимаю шляпу – потому что для этого нужна смелость».
Для покаяния нужна смелость. Отрадно, что пока еще есть смелые люди, что пока еще существуют исключения из правил. Мне удалось найти эти исключения, оставляющие надежду, что не все потеряно: «Уроки истории. ХХ век» (http://www.urokiistorii.ru/ ), «Стенгазета» (http://www.stengazeta.net/article.for.printing.html?id=2330), Котласская централизованная библиотечная система (http://kotlaslib.aonb.ru/pam.mesta.htm), Виртуальный музей Гулага (http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=47448), Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова (http://www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/list.html).
В Котласе созданы общественные организации, которые добились сохранения кладбища «Макариха» и придания ему статуса «Мемориал», которые в меру своих сил и возможностей, чтят память погибших в Котласлаге. И отрадно, что среди них много школьников. Приведу несколько свидетельств их поисков и побед. Побед над косностью и черствостью системы, побед над страхом. Это их покаяние.
«Собирать кости не страшно, страшно ходить по ним»...
По материалам порталов: УРОКИ ИСТОРИИ. ХХ ВЕК. СТЕНГАЗЕТА. Нешкольная история. ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ГУЛАГА.
...История, которую мы здесь расскажем, своим появлением на свет обязана чудовищным событиям, произошедшим в мае-июне 2005-го года в нашем провинциальном городе Котласе, что находится на европейском севере Российской Федерации. Произошла эта история на соседней улице. Николай Кавалеров, корреспондент газеты «Московский комсомолец – Север» писал: «В последний майский вечер прохожие, жители близлежащих домов, да и просто зеваки могли наблюдать странную, если не сказать, жуткую картину. Во дворе на улице Ленина пожилая женщина, аккуратно, постелив белую наволочку, выкладывала из нее человеческие кости. «Это рёберная, это ключица», - приговаривала она, указывая корреспонденту на странные находки» (Кавалеров Н. « Город на костях» «МК – Север» .- 2005.15.06)
Как они оказались в руках Ирины Андреевны Дубровиной, председателя КИПОД «Совесть»? В мае 2005 г. на улице Воровского началась отсыпка дороги гравийно-песчаной смесью. Фирма «Фрегат-авто» купила её у Котласского лесодеревоперерабатывающего комбината (ООО КЛДК), чтобы проложить дорогу до своего офиса. И вот на дороге, протяжённость которой 1км 800м, появились огромные кучи. Но жители микрорайона, вместо радости от новой дороги, были беспредельно возмущены, шокированы. Повсюду в кучах виднелись человеческие кости! А работники «Фрегата-авто» возили и возили эту смесь. Тогда возмущенные граждане обратились в милицию и написали в газету «Двинская правда». Немногие сознательные жители помогали Ирине Андреевне Дубровиной собирать кости, но костей было так много, что собрать все сразу было невозможно. Кучи человеческих костей на дороге мешали движению, и они были… раскатаны по дороге. Материальный интерес владельца фирмы «Фрегат- авто» оказался выше каких-либо моральных принципов. Дорогу по улице Воровского описала в заметке в газету Клапиюк М.В.: «В конце мая участок дороги от «Фрегат-авто» до молокозавода представлял шокирующее зрелище. Человеческие большие берцовые кости, никого не волнуя, лежали прямо под окнами администрации молокозавода несколько дней. А кости раздавленного человеческого черепа, как брусчатка, сияли белизной под лучами майского солнца прямо посреди дороги. По ней неслись машины…» (Клапиюк М. «Осколки черепов вместо брусчатки». 30 октября, 2005 г.) Мы тоже ждали, когда взрослые разберутся и примут меры! Но шёл день за днём, а ситуация менялась только в худшую сторону. Потому что колёса машин всё плотнее утрамбовывали песчано-гравийную смесь вместе с костями. Взрослые же в лучшем случае выражали возмущение, ждали, когда отреагируют должным образом начальники и разрешат проблему. Кто-то предлагал ничего не делать: «Пусть ситуацию исправляет тот, кто это натворил». Некоторые жители улицы Воровского высказывались и так: «Все будет в порядке, если сверху покроют асфальтом». Помочь решили мы, юные жители ул. Устье, что рядом с улицей Воровского. Мы с Ириной Андреевной собирали кости рядом с несущимися по дороге машинами. Кости были так прочно вкатаны в дорогу, что извлекали их с большим трудом. Окружающие по-разному реагировали на наш поступок. Кто-то одобрял, кто-то недоумевал: «Вам, что больше других надо?» Кто-то с интересом спрашивал: «А не страшно было их собирать? Ведь это же человеческие кости!» На такие вопросы мы отвечали: «Собирать кости не страшно, страшно ходить по ним…» (Дзюба П. «Страшно ходить по костям». - Точка. Котлас, 2005. 27.10).
...Рядом с лагерем был лазарет, в который помещали истощённых, потерявших трудоспособность. Около лазарета и хоронили умерших. Захоронения производили в общих ямах (траншеях). Когда строительство моста было закончено, кладбище уже занимало большую территорию. Эту территорию в начале пятидесятых годов отвели под промышленную застройку. Населению было предложено перезахоронить родственников, если там были их могилы. У большинства строителей моста родственников в Котласе не было. Строить здания цехов начали в 1952-53 годах прямо на лагерных захоронениях. (Дубровина И.А. «Пояснительная записка в межрайонную прокуратуру» 25.05.2005 г.)
О строительстве Печорской железной дороги, в том числе и о строительстве моста через Северную Двину написали исследовательскую работу Иншины Анастасия и Ольга, ученицы школы № 17, активисты музея Макариха. В местной периодической печати были опубликованы воспоминания строителей этого моста. Нам казалось, что если дети знают о трагических событиях строительства Печорской железной дороги в годы Великой Отечественной войны, то в информированности по этому вопросу взрослых людей сомневаться не приходится. Но, когда 25-го мая 2005 года И.А. Дубровина выехала на ЛДК - предприятие, откуда возили грунт, её поразила неосведомлённость работников. Ветеран предприятия Валентин Белых сокрушался: «Кто же думал, что тут такие находки обнаружатся». (Береговская Г. «Останки надо захоронить по-людски». Двинская правда 01.06. 2005 г.).
Судьба и власть были немилостивы к погибшим строителям моста. Несколько десятков лет по ним катались железнодорожные краны, а теперь должны были ездить автомобили. От следователя прокуратуры И.А. Дубровина получила ответ, что в возбуждении уголовного дела отказано и ей предложено согласовать мероприятия по перезахоронению с администрацией города. Организацию перезахоронения взяло на себя общество «Совесть». 7 октября 2005 года по христианским традициям в Свято-Стефановской церкви прошла панихида. Останки захоронили на маленьком уцелевшем участке кладбища недалеко от ДОКа. На панихиде и перезахоронении присутствовали не только представители общественных организаций, городской администрации, но и учащиеся многих школ города.
↗Экспозиция музея школьного исторического клуба «Макариха»
...Случившееся заставляет задуматься, что мы можем сделать, чтобы впредь подобное не могло повториться? Мы решили у себя в музее «Макариха» развернуть выставку о строителях железнодорожного моста через Северную Двину. Работая в данном направлении, мы отметили, что хорошо исследована история трудоармейцев... А вот история строителей–заключенных, лагерь которых находился на левом берегу Двины, не изучена. Мы сделали запрос в информационный центр УВД Архангельской области. Но оттуда пришёл ответ, что материалами по данной теме они не располагают, нам посоветовали обратиться в Ухту. Ухтинский архив в настоящее время недоступен, так как его фонды переводятся в Сыктывкар. Тогда мы отправились в экспедицию на левый берег Северной Двины. Нам удалось встретиться со старожилами, которые были очевидцами строительства моста в годы Великой Отечественной войны. С их помощью мы определили место, где находилась зона, и место захоронения погибших заключённых-строителей. История с перезахоронением человеческих останков, экспедиция на левый берег Двины заставила нас задуматься о судьбе мемориального кладбища Макариха. Несмотря на то, что о нём знают граждане других стран, история этого некрополя до сих пор не создана. Так у нас зародилась идея создать работу по истории мемориального кладбища Макариха и захоронений на территории Котласского района в ХХ веке.
↗ Макариха. Безымянные могилы.
...1958 год. Под этой датой мы определили последние захоронения на Макарихе. Уже минули сталинские времена и массовых захоронений на территории кладбища мы не наблюдаем. После закрытия кладбище Макариха неоднократно подвергалось изменениям. Наиболее крупное произошло в 1962 году. Началось строительство насыпи для автодороги в Лименду. Землю для насыпи брали в юго-западной части кладбища. В результате появился большой заболоченный карьер. По генеральному плану застройки города от 1973 года на месте кладбища предполагалось создать парк. К счастью, этим планам не суждено было осуществиться. В 21 век кладбище вступило в новом статусе.
По инициативе Котласского городского историко-просветительского общественного движения «Совесть» и на основании решения № 86 восьмой сессии Собрания депутатов первого созыва г Котласа от 23 апреля 1998 г. кладбище стало мемориальным.
... Для русского человека, как и для других народов, испокон века было характерно трепетное отношение к храмам и могилам предков. Недаром погосты находились при церквях. Но ХХ век внёс свои коррективы. После революции широко развернулась антирелигиозная пропаганда: повсеместно на Севере организовывались ячейки «воинствующих безбожников». Начался настоящий разгром церквей. Разрушались храмы. Нередко при этом уничтожались и кладбища. ...Вместе с храмами уничтожались могилы предков. Система в результате получала нового, «советского» человека. Моя мама Клапиюк Милитина Владимировна заканчивала десятый класс в 1977 году. Она рассказывала нам следующее: «На уроках истории мы рассматривали вопросы перспективного развития Котласа. Когда учитель истории рассказала, что на месте кладбища на Макарихе будет разбит парк отдыха, мы, старшеклассники, были рады. Нас радовало, что под боком будут аттракционы, танцплощадка и прочие развлечения. И не нашлось в целом классе ни одного человека, кого бы смутила данная перспектива». Это не древние цивилизации. Это вчерашний день. Нам сегодня трудно понять образ мыслей «советского» человека.
↗Схема Макарихи.
...Когда активисты музея «Макариха»были в поисковой экспедиции в посёлке Шипицино, они встречались с местными жителями, которые в 1940 году выполняли повинность по перевозке на подводах поляков – спецпереселенцев, направленных в глухие лесные местности. О поляках – спецпереселенцах 1940 года вспоминают современные жители Макарихи, ранее проживавшие в населённых пунктах Котласского района. Яркие воспоминания о поляках – спецпереселенцах этого периода сохранялись у Горячих Зинаиды Семёновны (в девичестве - Лысцева). Зинаида Семёновна сейчас живёт на улице Устье (микрорайон Макариха). Детство и юность прошли в деревне Шумилово Удимского сельского совета Котласского района. К настоящему времени деревня Шумилово исчезла с карты. Горячих Зинаида Семёновна родилась в 1927 году, то есть в 1940 году ей было 13 лет. Она вспоминает, что перед Великой Отечественной войной в их местность привезли много поляков. Поляки голодали. Сначала ходили, выменивали вещи на еду. Наш информант вспоминает: «Вошла невысокая девушка. Отец больной лежал. Я не понимала, что она говорит. А отец сразу понял: хлеба просит. Девушка совсем молоденькая, красивая, одета в зелёное шерстяное платье, туфли лаковые». Когда вещи у переселенцев закончились, голодные люди вынуждены были ходить побираться. Зинаида Семёновна вспоминает: «Мимо нашей деревни проходила большая дорога Котлас – Приводино – Великий Устюг. Поэтому к нам в деревню многие заходили. И хоть тогда все плохо жили, старухи и старики жалостливые были, всё чего–то подадут. Но от голода, болезней очень много людей умирало». Судьба многих складывалась трагично. Вспоминает Зинаида Семёновна: «Народу по дороге ходило много, побираются, а ноги- то уже не носили, голодные, упадут и умрут. Дети бегают и натолкнутся. Мой отец, Лысцев Семён Максимович, в молодости на флоте служил и был уже больным человеком. Но прибегут племянники, скажут, что опять покойник у дороги лежит. Отец позовёт младшего брата Ивана, и они идут хоронить. Мать, бывало, на отца бранится, что сам еле живой, с трудом ходишь. А отец отвечает: «Нельзя, чтобы люди валялись».
↗ Макариха. Перезахоронение
Но умирало так много, что хоронить основательно сил не хватало. Отец говорил матери: «Хоть как-то захоронить. Ямы неглубокие делаем, дёрном присыпаем». Зинаида Семёновна не помнит, сколько человек похоронил отец и дядя. Но её память основательно зафиксировала место, где делались эти захоронения: «Место - можжевельник, Шарчиха, ближе к дороге. Недалеко от станции Удима была деревня Студениха. На высоком месте стояла школа. А вниз от школы - можжевельник. Вот в этом низком месте и хоронили поляков. Все в деревне об этом знали, никто ничего там не делал и позже». (Интервью с Горячих З.С. от 6.08.2005.-Архив музея «Макариха»). ... Так сталинский режим формировал у людей отношение к «ценности» человеческой жизни. А в итоге - разрушалось воспитанное веками трепетное отношение к останкам умерших людей, к местам захоронений. ...Во время экспедиции по берегам левого берега Двины мы познакомились с несколькими старожилами. Некоторые из них категорически отказались говорить с нами. Прошло полвека, как закончился сталинский режим. Время прошло, а страх остался. Братья Шиляковы отнеслись к нашей просьбе с большим пониманием. Шиляковы считают, что о строителях моста и о тех временах должны знать все. Такое отношение братьев Шиляковых и других наших информантов внушает надежду, что память прошлого будет сохранена.
...То, что мы сегодня понять не можем, люди, сформированные советской системой, воспринимают порой как вполне приемлемые действия. Если человек рассматривался как винтик в системе, то, что говорить о его бренных останках! Отношение к захоронениям показывает состояние народного духа со всеми его болезнями, соблазнами. История с перезахоронением «костных останков» в итоге показала и положительные стороны современной жизни... В нашем случае – это общественное движение «Совесть», благодаря которому ситуация была достойно разрешена. Авторы: Клапиюк Александра, Родионова Татьяна, Шнякова Мария, на момент написания работы - ученицы 9 класса школы № 17 г. Котлас Архангельской области. Данная работа получила третью премию на VII Всероссийском конкурсе Международного Мемориала "Человек в истории. Россия - XX век". Научный руководитель - М.В.Клапиюк. Текст подготовила В. Календарова, специально для Стенгазеты, опубликовано 13 ноября 2006 года
Без покаяния нет будущего. Страна, не способная на покаяние, обречена на безнравственность и бездуховность будущих поколений. «Бездуховность» компьютер подчеркнул, как ошибку, и предложил свой "правильный" вариант – бездоходность. Для языковедов синоним странный, но для общества – символичный. Это прогноз общества на завтрашний день.
В августе прошлого года, когда польская сторона установила СОЛОВЕЦКИЙ КАМЕНЬ в память о своих незаконно репрессированных земляках, погибших в Котласе, на одном из архангельских форумов разразилась дискуссия. О тоне и выражениях говорить даже не буду, передам лишь суть, оказывается, - память одна должна быть, один камень поставили и хватит, - хотят, пусть ставят у себя, - нас заставляют извиняться, но пусть сначала сами извинятся за наших красноармейцев убитых, - потом, где документы, что невиновных убивали, покажите. Простите, нужны документы? Так поинтересуйтесь, поищите, убедитесь, прежде чем ораторствовать. Некий Александр Михайлов старательно, с историческими экскурсами, расписывает некрасивый поступок поляков, "отколовшихся" от общего Соловецкого памятника. Он пишет: "Если уж пошло такое поветрие, как установка собственных монументов в память погибших и репрессированных от разных стран и народов, то на Соловках их появится огромное количество. То есть память о соловецких жертвах будет раздроблена на немыслимое количество частей"... И продолжает: "Между прочим, в Гулаге оказались граждане множества государств. Топтали нашу "зону", кроме немцев, итальянцев, румын и японцев, 23136 французов, 4729 голландцев, 2010 бельгийцев, 457 датчан, 101 норвежец, 1652 люксембуржца, 69977 чехословаков, 21822 югослава, и 60280 пленных их других стран". И завершил свое послание Александр Михайлов "пассажем со слезой": "В общем, у разных наций своя "соловецкая скорбь". А вот боль - одна, общая, режущая сердце. И не нужно "откусывать" эту боль, так сказать, по кусочку. Так больнее...". Как закрутил. Вот только, простите, в боль господина Михайлова верится с трудом. При таком виртуозном словокружении, не сообразил, что приводимые им цифры "топтавших зону", нам же оплеухой звучат. http://www.pravda.ru
Открывая новый монумент памяти польских узников, генеральный консул республики Польша в России Ярослав Дрозд сказал: "Кто виноват, кто прав, надо все равно помнить. Сегодня есть возможность еще раз назвать тех, кто здесь был и ушел из жизни не по своей воле. Как и тех, кто здесь был и остался жив. Будем надеяться, что память об этих людях, об этих страницах истории не исчезнет! Попытка советской власти сделать здесь, в таком красивом, святом месте карательный лагерь не удалась, но она стоила жизни тысячам людей. Наша задача - хранить память о них".
↗Такое красивое, святое место... Трудно поверить, что это те самые СОЛОВКИ. Фотография с сайта solovky.ru.
Когда мы говорим о покаянии, торг, кто должен первым это сделать, просто глуп. Покаяние проявляется в поступках, в отношении, в понимании, а не в "извините, простите", что миллионы угробили и по костям ходим. И не в подсчетах, кто первый это сделает, кто десятый. Здесь арифметика неуместна, ведь речь идет о добром имени нашей страны. И мы в ответе за всё, что в ней происходило. А поляки, румыны, немцы, да все, от малых до больших народов пусть сами думают, как им поступать. Извиняться? Каяться? Воевать? Каждый в ответе за свою страну.
Ольга Петухова, Москва
В продолжение разговора предлагаем публикации об Эугениуше Бодо, подготовленные Георгием Сухно. Это – дань памяти прекрасному артисту и наша боль. Мы не спасли еще одну жизнь, и не мы «трепетно и последовательно вели работу» по увековечению его памяти.
ПРИМЕЧАНИЕ • Виртуальный музей ГУЛАГА http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=1684134 Музей школьного исторического клуба «Макариха» открыт 10 октября 2002. Инициаторами его создания были председатель Котласского историко-правозащитного общества «Совесть» И.А.Дубровина и учитель истории школы №17 М.В.Клапиюк. • Котласская централизованная библиотечная система. Раздел «Памятники» http://kotlaslib.aonb.ru/pam.mesta.htm • Котласский объединенный комитет Российского общества Красного Креста. . Руководитель - Еремеева Валентина Васильевна • "Котласская Полония" - Председатель Сергеева Галина Федоровна. «Котласская Полония» – российско-польское общество, объединяющее в своих рядах котлашан, имеющих польское происхождение и интересующихся историей и культурой Польши. • Котласское историко-просветительское общественное движение «СОВЕСТЬ». Председатель – Дубровина Ирина Андреевна • Историко-краеведческий клуб "Чтобы помнили" объединяет ребят, которые увлекаются поисково-исследовательской деятельностью по изучению репрессий на Севере, охраняют и ухаживают за памятными местами. Деятельность ребят поддерживает увлеченный человек - Смолина Алевтина Иннокентьевна.
①Кенотаф (греч. kenotáphion, от kenos — пустой и táphos — могила), погребальный памятник. К. сооружались многими народами мира (Древней Греции, Рима, Средней Азии, Египта и др.)
Дата: Понедельник, 08.12.2014, 22:05 | Сообщение # 2
Музыкант
Группа: Друзья
Сообщений: 26
Статус: Offline
Горько читать это... И стыдно ...Невольно вспоминаешь тех, кого раздражает твое неприятие вождей, начавших эту чудовищную войну и со своим и с чужим народом. Почему-то стразу после этого начинают говорить о патриотизме...