Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 13.08.2020, 22:42

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Документы. Свидетельства о жизни Петра Лещенко » Бодиско Владимир о встрече с Петром Лещенко (Бухарест, 1943 год)
Бодиско Владимир о встрече с Петром Лещенко
Olga777Дата: Среда, 17.12.2008, 02:41 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 801
Статус: Offline
17 декабря, 2008 год. Мы разместили на сайте статью Владимира Бодиско, опубликованную в сентябре 1982 года в журнале "Кадетская перекличка", который издавался в Нью-Йорке.





Это было еще при жизни Веры Георгиевны Лещенко. Она, представляя публикацию, написала: "Не могу сказать, что со всем в статье согласна, но мы не стали ее сокращать. Господин Бодиско имеет право на свое мнение. В этой статье много интересных фактов".
Мы тогда пытались найти автора статьи через редакцию журнала, но безуспешно.

17 октября 2019 год. Заглянула на сайт "Семейный архив" Ирины Данилевской из Санкт-Петербурга, с которой у нас сложились очень добрые отношения, и мы периодически обмениваемся новостями. О чудо, но почему оно не случилось двумя десятилетиями раньше, когда был жив еще Владимир Васильевич Бодиско. На сайте Ирины Данилевской вижу страничку, посвященную Владимиру Васильевичу Бодиско. Ирина переписывается с Татьяной Сергеевной, внучкой Владимира Михайловича Бодиско. Татьяна Сергеевна услышала по Московскому радио выступление Владимира Васильевича Бодиско. Решила позвонить в редакцию, фамилия ведь редкая. Так она нашла брата своей мамы и встретилась с ним и его женой, когда он приехал в Москву. Возможно, что-то удастся и нам узнать новое у Татьяны Сергеевны. Переписка продолжается.
А пока хочу представить автора заметки "Вы вспоминайте цыгана Петю" - Владимира Васильевича Бодиско.




Владимир Васильевич - кадет Крымского кадетского корпуса, поручик Русского охранного корпуса и профессор агрономического факультета Каракасского университета. Родился в 1912 в Петербурге в семье Василия Дмитриевича Бодиско и Лидии Васильевны, урожденной Султановой.
В сентябре 1918 года Василий Дмитриевич с женой, детьми и их нянюшкой, последовавшей за ними, бежал из Петрограда. Добрался с семьей до Украины. В городе Николаеве устроился на трубочный завод помощником директора. В конце 1919 г. началась эвакуация белых частей из Николаева. Вместе с ними навсегда уехала из России и семья Василия Дмитриевича. Сначала они попали в Константинополь, а в 1922-м переехали в Королевство СХС (официальное название государства в западной части Балканского полуострова в 1929—1945 г. на территории современных Словении, Хорватии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Македонии). Здесь Владимир поступил во второй класс Крымского кадетского корпуса.
В 1935 году он поступил на агрономический факультет Белградского университета. В 1939 г. он женился на студентке философского факультета университета балерине Наталии Владимировне Ставрович. В 1941 г. Владимир Васильевич был зачислен ветеринаром в Русский корпус. Капитуляцию он встретил в американской зоне оккупации. Коммунистические порядки, насаждавшиеся в послевоенной Югославии, заставили Владимира Васильевича переехать в Южную Америку, куда давали визы беспрепятственно. Пришлось снова начинать с нуля, учить испанский.
Владимира Васильевича Бодиско приняли на работу в агрономическую школу, потом предложили работу в научном институте по селекции породы коров, способных давать молоко в условиях тропиков. В 1965 г. Владимир Васильевич защитил диссертацию в Белграде. Он автор двух книг и более 100 статей на испанском, английском, сербском и русском языках, стал почётным профессором нескольких университетов мира. Наряду с работой по специальности, Владимир Васильевич работал секретарем правления «Объединения кадетов» в Венесуэле. Он – автор и редактор «Бюллетеня» – журнала кадетского объединения в Венесуэле, г. Каракас. Кавалер ордена «Андрее Бельо», выдававшегося редко за научные и культурные заслуги у нас в испанском, английском, сербском и русском языках.​
Владимир Васильевич Бодиско и его супруга Наталия Владимировна приезжали в Россию. Их первые поездки были строго регламентированы, перемещения были строго ограничены. Начавшаяся в СССР перестройка позволила им найти своих родственников: Татьяну Сергеевну Юдинову в Москве, Данилевских в Царском Селе.

Владимир Васильевич Бодиско скончался в апреле 1998 года в городе Маракае, Венесуэла.
На сайте Ирины Данилевской есть и другие публикации Владимира Бодиско и представлена более подробная его биография. Владимир Бодиско был патриотом России, мне могут возразить, ведь он покинул страну свою. Да, ему пришлось это сделать, как и Петру Лещенко. Этих двух людей связывали не только российские корни, но и Белое движение. О пребывании Петра Лещенко в Белой Армии много мнений и домыслов разных. Не буду дискутировать. Доказательств и документов, подтверждающих, что Петр Лещенко воевал на стороне Белой Армии у меня нет. Домысливать не хочу, одно могу с уверенностью сказать, что ему были симпатичны люди, боровшиеся за честь России. Это многими фактами его биографии подтверждается. И заметка Владимира Бодиско также тому свидетельство. Нашу короткую информацию хочу закончить словами Владимира Бодиско из его выступления на 13 съезде кадетов, проходившем в 1994 году в Каракасе (Венесуэла):
"Белое дело, гражданская война — это уже давно история! Нам не нужно поднимать эту многолетнюю пыль, чтобы снова говорить, что такое Белое дело. Мы это знаем, но я думаю, что на нашей родине этого еще доподлинно не знают. Сейчас там происходит пересмотр нашей русской истории. Как это происходит, мы не знаем. И очень возможно, что Белое дело и наше прошлое, и прошлое наших отцов и старших братьев представляется в таком виде, в каком его представляли во время советской власти.
Можем ли мы, кадеты, это допустить? Конечно, нет! Ведь еще VI съезд вынес постановление, что мы являемся наследниками Белой армии. Что же мы можем сделать?
Я думаю, что мы не только можем, мы обязаны проникнуть в те сферы, где сейчас пишется новая русская история, и не просить,
а требовать, чтобы Белое дело было представлено в надлежащем виде. Это была борьба за честь России, а не борьба за привилегии, поместья и благополучие".


Мы признательны Ирине Данилевской за предоставленный материал.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Olga777Дата: Среда, 17.12.2008, 03:30 | Сообщение # 2
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 801
Статус: Offline
Владимир Бодиско
ВЫ ВСПОМИНАЙТЕ ЦЫГАНА ПЕТЮ

Встреча с Петром Лещенко

Ранней осенью 1943 года группа чинов Русского Корпуса, возглавляемая капитаном Б. А. Залесским, была командирована из Белграда в Румынию для организации записи добровольцев. В состав группы входили Л. С. Думбадзе, Р. Н. Ротинов, Ф. И. Гопуренко, А. А. Бертельс-Меньшой, Г. Н. Сперанский, А. Н. Гонтарев и пишущий эти строки. Как видите, трое из восьми, кадеты Крымцы, до сих пор принимают активное участие в жизни наших объединений.
В силу особенностей формирования и внутренней организации Русского Корпуса, русские и немецкие чины участников группы представляли собою невероятный винегрет. Так, герой Великой и Гражданской войн, полковник Думбадзе, о котором тепло вспоминает в своем романе "Туманы" Ариадна Делианич, как и военный топограф поручик Гопуренко, знаменитый на всю Югославию инструктор по гимнастике, на немецкой службе были всего ефрейторами, "Вольноперы", по-учившие первый русский офицерский чин уже в Корпусе, Глеб Сперанский, Гонтарев и я – унтер-офицерами. Лишь капитан Залесский, сотник Ротинов и корнет Бертельс-Меньшой носили соответствующие немецкие чины хауптмана, обер-лейтенанта и лейтенанта. Возможно, что эта чехарда в чинах, заставлявшая "старших" относиться с особым уважением к "младшим", была одной из главных причин той атмосферы дружбы, без намека на амикошонство, что сложилась в группе.

До сих пор с улыбкой вспоминаю шутливые перепалки между известным всему Белграду бывшим хозяином "Казбека", армянином Рубеном Ротиновым, чья настоящая фамилия была, сколько знаю, Ротиньянц, и совершенно обрусевшим грузином Леваном Думбадзе.
"Ну что ты все пыжишься: мы грузины, мы грузины", говорил Рубен,
"а ведь про вас Пушкин написал: "бежали робкие грузины".
"Вот видишь, как ты врешь", кричал в ответ Леван, который кроме хамарджоба, по грузински мог сказать только аллаверды, "во первых фамилия твоего Пушкина была Лермонтов, а во-вторых о грузинах он сказал совсем не так. В, оригинале было написано: погибли храбрые грузины, а наборщик, наверное какой-нибудь армяшка, на зло нам заменил правильную фразу клеветой. Зато про вас тот же Лермонтов сказал сущую истину: ты трус, ты раб, ты армянин!".

После обнищавшего и голодного Белграда, Бухарест поразил нас чистотой, порядком и обилием. Помню, что в первый же выход в город, и, попав случайно на базар, купил я у какой-то торговки четверть кило свежайшего творога, столько же сметаны, перемешал, обсыпал сахаром и ничтоже сумняшеся, слопал все тут же на улице.
Работать нам предстояло в провинции, но в организации что-то не ладилось и первые несколько дней мы все провели в Бухаресте. Эти дни нам очень скрасили дружелюбие и радушие одного милого русского супружества, чью фамилию назвать не решаюсь, в эфемерной надежде на то, что удалось им пройти невредимо румынскую катавасию и дожить до сего дня. Супруг был офицером русской армии, сражался за Белую Идею, а потом осел в Румынии, будучи уроженцем Бессарабии. Жили они в небольшой, но очень благоустроенной квартире, чьи двери широко открыли для всех нас. Там и провели мы большинство вечеров в спокойной беседе, слушая игру на рояле хозяйки или песенки Вертинского в исполнении Бориса Залесского.
Чувствуя приятный долг, хоть как-то отблагодарить хозяев за их гостеприимство, обратились мы к ним с просьбой предоставить нам свою квартиру для устройства "солдатского" ужина, где главными блюдами будут борщ, мясо из него извлеченное, и гречневая каша. А главным напитком, "алкохолуй монополуи", т. е. попросту водка. Согласие было получено незамедлительно, а в день самого ужина, утром, хозяин спросил нас, не будем ли иметь что-либо против приглашения на этот вечер Петра Лещенко с его неизменной гитарой. Понятно, что все мы были больше чем "за".

С полной уверенностью могу сказать, что после Вертинского, Лещенко был самым популярным эстрадным певцом русской эмиграции. Конкурировать с ним мог бы только "баян русской песни" Юрий Морфесси, но в то время голос его звучал уже плохо и спасала его лишь былая слава да умение "подать" исполняемую вещь. Лещенко же был в расцвете своего таланта, много пел в разных странах, записывал свое пение на пластинках, т. ч. вся русская эмиграция знала и любила этого певца.

Откровенно говоря, при первой встрече я был разочарован. В моем представлении должен был он быть красавцем мужчиной, высокого роста, широким в плечах, этаким Алешей Поповичем, что ли. А вошел в комнату небольшой, коренастый человек, с чисто русским круглым, немножко скуластым лицом, одетый в форму румынского лейтенанта. В моих воспоминаниях Петя Лещенко лицом напоминает портрет Лжедимитрия , помещенный в учебнике Платонова. Было ему тогда лет около сорока и производил он впечатление сильно усталого и чем-то озабоченного человека.

Сначала все дружно навалились на незатейливый, но очень вкусный ужин, а потом пошли разговоры, особенно искренние в силу общности взглядов на прошлое и настоящее, общего пессимизма в отношении будущего, т. к. немцы уже катились из Предкавказья и Кубани и, если не ошибаюсь, Ростов был уже в руках красных. Лещенко много говорил о себе. Увы, прошедшие годы почти все сгладили в памяти. Знать бы, что придется защищать его имя, расспросил бы я и больше, и детальнее. Напишу только о том, что помню уверенно.

Юношей Лещенко воевал на стороне белых и эвакуировался вместе с остатками армии. Уже тогда он пел под гитару и пользовался успехом у своих соратников. Пел он что-то и на пароходе. После одного из очередных импровизированных концертов, к нему подошел старый цыган, похвалил, указал на многие недостатки и предложил научить его настоящему цыганскому пению. Уроки начались на пароходе и продолжались в лагере на острове Лемносе. По словам цыгана, гитара при исполнении песен имеет то же значение, что и голос. Прежде чем начинать петь, нужно научиться безупречно играть на гитаре. И долгое время Лещенко только мурлыкал мотивы песен, посвятив все свое внимание аккомпанементу, под руководством своего учителя, настоящего виртуоза. Затем пришло время и для пения и тут цыган сумел передать талантливому ученику ту изюминку, без которой любая цыганская песня звучит как банальный романс.

Кончилось лагерное сидение, разлетелись белые воины по разным странам, куда-то уехал и цыган, а Петя Лещенко через Болгарию добрался до Румынии, где были у него какие-то бессарабские связи. Тут и началась его певческая карьера.

Румыния в период между двумя войнами была слабым отголоском былой России. В этой чисто земледельческой стране, где нефтяные промыслы сосредоточены в очень небольшом районе возле Плоэшти, господа помещики были доминирующим классом. Жили они широко, повеселиться любили, а музыка и пение, особенно цыганское, играли в их жизни большую роль. Да и вообще румыны исключительно музыкальны. Даже я помню, как в военном Петрограде родители мои ходили слушать оркестр Гулеско, игравший в каком-то ресторане и настолько знаменитый, что Государь спросил как-то в шутливой форме: "Что такое Румыния, нация или профессия?" Вероятно это отношение к Румынии, как к стране несерьезной, послужило одной из главных причин отказа их тогдашнему наследнику престола Каролю в руке Великой Княжны Ольги Николаевны. Ведь никто не знал, что этот брак позволил бы старшей дочери Государя сохранить жизнь и, возможно, сыграть большую роль в последующих событиях. Кароль впоследствии оказался личностью весьма сомнительной. Бросил жену, сына и права на престол ради Лупеско.

Потом, когда мальчика сына провозгласили королем, по смерти его деда Фердинанда, сверг сына и начал делить время между дворцом и квартирой Лупеско, пока не грянула война. А тогда укатил заграницу, чтобы кончить жизнь, полностью всеми забытый. Сын же Михай оставался на престоле даже при приходе к власти коммунистов, а потом выехал в Мадрид, позднее в Англию, где и стал деловым человеком, кажется по автомобильной части.

Но вернусь к главной теме моего повествования. Основой успеха Петра Лещенко в Румынии были безусловно цыганские романсы. Представителей "фараонова племени" там жило очень много и их влияние на музыкальные вкусы, включая фольклор, было огромно. Недаром лучшего румынского композитора Энеску так часто путают с Листом. Понятно, что пение Лещенко, с настоящим цыганским жанром, было принято с восторгом. Да и русские песни и романсы звучали для румын чем-то родным, а уж для русских слушателей и подавно. Русских же в Бухарест наезжало много из Бессарабии, где проживали они не на положении беженцев, а владели своими поместьями, сеяли кукурузу для знаменитой мамалыги, разводили виноградники и жили, хоть и хуже чем прежде, но отнюдь неплохо.

Рос успех, росло и материальное благополучие. Начав петь в чужих ресторанах, сравнительно скоро открыл Лещенко свой собственный, где административную часть приняла на себя его жена. Вот тут у меня провал в памяти...

В те годы Лещенко стал композитором, сочиняя, главным образом танго, что принесло еще больший успех. Много ездил, записывал свое пение на пластинки, стал настоящей знаменитостью. А потом начался спад. Постоянной аудитории он наскучил, появились новые стили по примеру Шевалье, Жозефины Бекер, Тино Росси, позднее Зары Леандер. Лещенко все еще собирал полные залы ресторанов, но уже чувствовал начало конца. К тому же произошел у него разрыв с женой, а с ним и потеря ресторана, отданного беспрекословно в ее руки. Снова пришлось петь на чужих эстрадах. Да и мировые события сказывались. Советы заняли Бессарабию, отрезав путь в Бухарест русским слушателям: Румыния переживала это событие, как национальную трагедию. Меньше стало посетителей, скромнее кутежи.

Лещенко был румынским подданным. При первой же мобилизации был он призван в армию, где числился запасным лейтенантом, а когда началась война, оказался в строю. Сначала обучал солдат и сам доучивался военному делу, потом наступал на Одессу, где румыны, вопреки общему мнению об их сомнительной доблести, вели себя блестяще, усеяв крестами с французского типа касками на них, подступы к черноморской красавице.Несомненно, оскорбленное национальное чувство, возникшее при занятии советами Бессарабии, сыграло тут большую роль.

Ко дню нашей встречи, часть в которой служил Лещенко, была расквартирована в Крыму, сам же он приехал в Бухарест в отпуск, через день должен был возвращаться. Отсюда подавленность, пессимизм, - ведь закрыть горлышко крымской бутылки, для советской армии было лишь вопросом времени.И все же в ночь нашего ужина он разошелся, и нам удалось услышать почти весь его богатый репертуар. Началось с цыганщины, с ее "Двумя гитарами", "Эх, распашел", "Черными очами" и прочим. В "Прощаюсь ныне с вами я, цыгане" обычно поют "вы не жалейте меня, цыгане", Лещенко же заменил эту фразу своей: "вы вспоминайте цыгана Петю", что тогда прошло незамеченным, а теперь звучит почти пророчески.

Потом были старые романсы, его собственные танго, а еще позднее дошло время и до добровольческих песен, Дроздовских, Корниловских, казачьих. Слушали мы, как зачарованные и никто из нас не решился ему подпевать. А сам он пел без устали, без необходимости его об этом просить. Чувствовалось, как отдыхал он душой в своей песне, слушателями которой были люди родные по общему прошлому, по идеям и целеустремленности. Прямо скажу - незабываемый вечер.
Расходились мы на рассвете. Я до сих пор помню его небольшую фигуру в желто-зеленой шинели и с румынской фуражкой, с огромным козырьком, на голове, удаляющуюся от нас в направлении центра города, с зачехленной гитарой подмышкой. Больше я его никогда не видел и ничего о нем не слышал.

Прошли годы. Рухнул "тысячелетний" Третий Райх. Были дипийские лагеря, поиски нового пристанища и, наконец, прибытие в богоспасаемую Венецуэлу. Едва оперившись, почувствовали все мы необходимость общения с себе подобными. Создались приходы, построились церкви, организовались Объединения, из коих первым - наше, зарубежных кадет, как тому и следовало быть. Все же хотелось не терять связь и. с остальными старыми друзьями, разбросанными по всему свету, да и со всем винегретом мыслей, направлений и устремлений, именуемым русской эмиграцией. И с этой целью подписался я на единственную ежедневную газету на русском языке, которую и читаю вот уже тридцать лет.

Что и говорить, хорошая была газета. Редактор ее сумел привлечь к сотрудничеству все лучшие силы эмиграции. Будучи сам настроен "левее центра", предпочтение он давал своим единомышленникам и из номера в номер появлялись статьи Кусковой, Николаевского, Вишняка, Прокоповича, с которыми можно было не соглашаться, но которые вызывали острый и оправданный интерес. Но и на нашей улице бывал праздник, когда печатались воспоминания Ксении Деникиной или рассказы и заметки Сергеева, Вороновича, Голубинцева, полковников Елисеева и Бугураева. Всех не упомнишь. Газета была объективной и основным ее направлением был ясный и бескомпромиссный анти-коммунизм.

С понятным интересом читал я статьи наших однокашников Алексея Мальчевского, профессора Пагануцци, Бориса Ганусовского, но они, увы, довольно скоро перестали печа-таться по. причинам, о которых можно только догадываться.
Потом газета начала хиреть. Ушли в лучший мир дореволюционные публицисты, перестали писать, в силу возраста, многие интересные сотрудники и столбцы газеты начали заполнять дамы. Боже упаси, я ничего не имею против прекрасного пола. Наоборот, в очень многих отношениях, я очень люблю дам. Но читать о цветочках, лепесточках, бабочках и рассветах или же удаляться в идиллическое прошлое на тему "как я была маленькой", становилось тяжеловато.

Скончался старый редактор и газету принял новый, которого я помнил, как очень талантливого журналиста, еще по парижским "Последним Новостям". Направление и безусловный антикоммунизм газеты остались прежними, только название из уютного уголка растеклось на всю ширину первой страницы. Редактор делал все возможное, чтобы оживить свое издание, но все его усилия наталкивались на все то же препятствие: эмиграция, как и дама во французской поговорке, не могла дать больше того, чем обладала.

И тут открылся шлюз третьей эмиграции. Идет много споров о том, какая это эмиграция. По национальности она в огромном большинстве еврейская. Только на этом основании просит она разрешения на выезд из Советского Союза и только по визам из Израиля ее оттуда выпускают. Но судя по тому, что читаешь, еврейской она себя не сознает. Вместо Израиля, большинство стремится в Америку, а прибыв на новое место, полностью забывает свою национальность и религию. Чем иначе объяснишь постоянные призывы посетить синагогу на праздник Ханука или Пурим, поместить детей в еврейский лагерь?
Называет эта эмиграция себя, в большинстве случаев, русской. Для меня это неприемлемо. Русский человек прежде всего должен знать и почитать прошлое своей страны. Новоприбывшие его не знают, ибо для советских людей история России началась в 1917 году, а о почитании и говорить нечего. Наоборот охаивают, как и где могут. Я не сомневаюсь, что редактор газеты, человек старой русской культуры, отправляет в корзину огромное число статей именно по этому признаку. Но и того, что просачивается вполне довольно, чтобы убедиться насколько эта эмиграция далеко не русская, а скорее анти-русская, в историческом отношении.

Идут споры и о том, политическая ли это эмиграция. Думаю что этот эпитет к ней никак не применим. Политическими эмигрантами являются те, кто покидает страну из-за несогласия с ее строем. Таких Советы или высылают без права возвращения, либо сажают в тюрьмы и лагеря, изредка обменивая на своих шпионов или на заграничных коммунистических китов. Те же, кто выезжает добровольно, пройдя горнило "отказничества", делают это в основном из желания жить в лучших условиях капиталистического мира. Но настоящего, убежденного отказа от коммунизма у них не чувствуется. Для них коммунизм плох только на практике, но никак не в теории. На мой взгляд единственным правильным названием для "третьей волны" будет - советская эмиграция.

Так или иначе, представители новоприбывших заполнили страницы моей газеты и спасли ее от угасания. Нет сомнения, что пишут сейчас люди опытные и талантливые. Когда говорят они о советской действительности, читаешь с интересом и сочувствием, но нет-нет и проскользнет у них что-нибудь об историческом прошлом России, в большинстве лживое, а если и правдивое, то поданное в таком тоне, что невольно чувствуешь отвращение и горечь.

В прошлом году, а может быть и раньше, начали появляться статьи о магнитофонных записях так называемых "бардов". По словам одного из авторов, все у них хорошо. Правда идеи сильно затушеваны, правда мелодии весьма примитивны, правда голоса оставляют желать много лучшего, но при советских условиях все это неизбежно, т. ч. "барды" делают большое дело и любят их в Советском Союзе самозабвенно.

Рассказав о "бардах", перешел автор статьи и к эмигрантским певцам. Начал с Вертинского и сразу понес невероятную чушь. Дескать Вертинский за право въезда в Советский Союз заплатил вагоном медикаментов для армии. Это Вертинский-то, который по словам прибывших из Шанхая, почти голодал последние годы. Что он вернулся добровольно, что Советы его хорошо приняли, что он там еще выступал с концертами и играл в кино - правда. Но заслужил он это своим добровольным возвращением, во-первых, и своим громким именем, во-вторых. Так же приняли Куприна, а позднее и его дочь Киру. А вот генерала Ткачева, последнего командира Белой авиации, по недомыслию оставшегося в Югославии, приняли совсем иначе. Заставили отсидеть десять лет в лагерях, а потом писать пасквили на свое прошлое. Впрочем, и Вертинский в записи своих песен, сделанной уже там, заменил российскую скорбную землю, виденную из Степей Молдаванских, на "милую".

После Вертинского, добрался автор и до Лещенко, который, по его мнению, за право приехать должен был заплатить, по меньшей мере, два вагона медикаментов. А в том, что Лещенко вернулся, сомнений у автора нет. Кто-то де говорил ему, что слышал пение Лещенко в ресторане в Одессе, а кто-то другой тоже слышал его после войны, но не в Одессе, а в Бухаресте.
Прочитал я эти новости и почел себя обязанным сказать известную мне правду. Сделал я это в форме письма редактору, с просьбой поместить его в газете, где коротко и в очень корректной форме рассказал о нашей встрече с румынским лейтенантом Лещенко и об его отъезде в Крым, где и потерялся его след. Упомянул, что в живых есть еще три участника встречи, которые, я уверен, охотно подтвердят все мною сказанное, а кончил предположением, что этот талантливый певец погиб или там же в Крыму, или в каком-нибудь лагере Гулага.
Каково же было мое удивление, когда вместо письма, в газете появилась новая статья, теперь уже полностью посвященная Лещенко, и где был коротенький абзац: господин Бодиско из Венесуэлы пишет, что видел Лещенко в форме румынского лейтенанта, и, что он погиб в Крыму. А это явно противоречит тому, что рассказала дама, слышавшая его в Одессе или господин, знающий о том, что после войны он пел в Бухаресте. Потом в той же статье говорилось, что и жена Лещенко подтверждает его послевоенную карьеру, но источник этого сведения не упоминался.

Я не могу утверждать, что Лещенко погиб, ибо достоверно этого не знаю. Но я твердо убежден в том, что русский офицер, попавший в советский плен в форме противника, избежать лагеря не мог. А о том, в каком состоянии люди выходили из лагерей мы знаем от наших друзей – кадетов Николая Протопопова, Никиты Дурнова. Бориса Ганусовского. Тут уже не до песен. Возможно и то, что в плену Лещенко скрыл свою русскую национальность, выдал себя за румына и был выпущен в "братскую" Румынию. Но как мог бы он после этого выступать под своим именем в Бухаресте и тем более в Одессе?
Не буду обвинять тех, кто, по их словам, там его слышал, в искажении истины. Вероятно, они просто что-то путают. Ведь с тех пор прошло больше тридцати лет. К тому же теперь появился и новый Лещенко, кажется Лев.
Возвращаясь к Лещенко и его судьбе, хотелось бы мне спросить, какая это супруга сообщила что-то о его послевоенных выступлениях, та самая, разведенная, или новая, на которой он женился позже? Где она эта супруга? Кто ее видел, кому она это рассказала?
Да и вообще, почему господин Бодиско из Венесуэлы, подписавший свое письмо, ставится под сомнение, а анонимные слушатели из Бухареста и Одессы, как и полумифическая жена заслуживают полного доверия. Не в том ли дело, что Лещенко эмигрант, в прошлом боец Белой Армии, а такие артисты заслуживают лишь кривой улыбки, ибо были они хоть и талантливы, но продажны, начиная с Шаляпина, певшего на коленях "Боже царя храни", как вспомнил какой-то другой борзописец.

Мне жаль мою газету. По-видимому, старый, опытный, высоко культурный и этичный журналист - ее редактор, в силу разрастания своего детища, уже не располагает нужным временем, чтобы входить во все детали, просматривать и "править" весь материал. Чем иначе объяснишь, что мое короткое письмо в редакцию о Петре Лещенко, попало не в газету, а в руки моего оппонента?
В одной из предыдущих статей я говорил о том, что полемизировать с современной прессой нам не следует. На первый взгляд, все здесь написанное идет вразрез с ранее сказанным. Но я не считаю эту заметку полемичной. Выйдет она в журнале с ограниченным числом подписчиков, в широкую публицистику не попадет, а в архивах и библиотеках, даст Бог, сохранится и тем послужит материалом для будущих беспристрастных историков русской эмиграции.

Говорить же правду о нашем прошлом, в котором Петя Лещенко был отрадным явлением - необходимо.


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
ГоречьДата: Среда, 17.12.2008, 03:30 | Сообщение # 3
Музыкант
Группа: Проверенные
Сообщений: 15
Статус: Offline
У меня после прочтения возник вопрос, на который прошу ответить Веру Георгиевну. Не рассказывал ли муж ей о цыгане, который его учил играть на гитаре и петь цыганские песни?

ВЫ ВСПОМИНАЙТЕ ЦЫГАНА ПЕТЮ

...После обнищавшего и голодного Белграда, Бухарест поразил нас чистотой, порядком и обилием. Помню, что в первый же выход в город, и попав случайно на базар, купил я у какой-то торговки четверть кило свежайшего творога, столько же сметаны, перемешал, обсыпал сахаром и ничтоже сумняшеся, слопал все тут же на улице.
Работать нам предстояло в провинции, но в организации что-то не ладилось и первые несколько дней мы все провели в Бухаресте. Эти дни нам очень скрасили дружелюбие и радушие одного милого русского супружества, чью фамилию назвать не решаюсь, в эфимерной надежде на то, что удалось им пройти невредимо румынскую катавасию и дожить до сего дня. Супруг был офицером русской армии, сражался за Белую Идею, а потом осел в Румынии, будучи уроженцем Бессарабии. Жили они в небольшой, но очень благоустроенной квартире, чьи двери широко открыли для всех нас. Там и провели мы большинство вечеров в спокойной беседе, слушая игру на рояле хозяйки или песенки Вертинского в исполнении Бориса Залесского.
Чувствуя приятный долг, хоть как-то отблагодарить хозяев за их гостеприимство, обратились мы к ним с просьбой предоставить нам свою квартиру для устройства "солдатского" ужина, где главными блюдами будут борщ, мясо из него извлеченное, и гречневая каша. А главным напитком - "алкохолуй монополуи", т. е. попросту водка. Согласие было получено незамедлительно, а в день самого ужина, утром, хозяин спросил нас, не будем ли иметь что-либо против пригла-шения на этот вечер Петра Лещенко с его неизменной гитарой. Понятно, что все мы были больше чем "за"...
 
Potap_i_koreshkiДата: Среда, 17.12.2008, 03:31 | Сообщение # 4
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
До сих пор ходит противоречивая информация о том, служил ли Пётр Лещенко в Белой Армии? И здесь, на сайте, тоже информация не однозначна: в автобиографии Петра Лещенко об этом не упоминается. Что и понятно - автобиография это была для сов.спец.служб. А вот в этом дневнике http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/2-10-1 такая фраза: "Петр Лещенко — он в гражданскую служил с любимым маминым братом в белой армии — с мамой был тогда знаком."
Можно ли прояснить этот вопрос?
С уважением.


Сообщение отредактировал Potap_i_koreshki - Понедельник, 15.12.2008, 18:04
 
LescencoДата: Среда, 17.12.2008, 03:31 | Сообщение # 5
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 71
Статус: Offline
Служил ли в Белой армии? Мне прислал интересный материал Георгий из Польши, он нашел воспоминания о пребывании Петра Константиновича на острове Лемнос. Остатки Белой армии туда перебрались и среди них был Петр Константинович. Мы их обязательно опубликуем, просто хочу дать их с комментариями, есть факты, которые меня смущают. А Петя мне не рассказывал, думаю, ему эти воспоминания были неприятны. Не белые неприятны, а годы эти. Не хочу придумывать, хочу знать, вот собираю факты о том времени и от вас жду, что поделитесь, если что найдете. Да вот, что хотела отметить, Петя опекал и помогал нашим эмигрантам. Это я знаю точно. Было некое братство оставшихся на чужой земле. И, что бы не говорили, Петя очень любил Россию. Культуру, обычаи, людей, но неприятием была политика! До встречи, жду вас, Вера Лещенко

Вдова Петра Лещенко
 
Potap_i_koreshkiДата: Среда, 17.12.2008, 03:31 | Сообщение # 6
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Quote (Belousova)
он нашел воспоминания о пребывании Петра Константиновича на острове Лемнос.

Это очень, очень интересно!!!! Туда эвакуировалась Русская Армия генерала Врангеля из Крыма! А есть ли сведения, где во время Первой Мировой служил Пётр Константинович? Название полка? Род войск? Должность? Или есть ли фото его в Первую Мировую? В форме? По форме можно установить полк. А по полку - боевой путь. А там может примерно и то, куда и как попал Пётр Константинович во время Гражданской Войны. Если он служил в Румынии, то, может и с легендой Белого Движения - генералом (на тот момент - полковником) Дроздовским пересекался? было бы очень интересно узнать..
К сему, с уважением, Потап.
 
LescencoДата: Среда, 17.12.2008, 03:31 | Сообщение # 7
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 71
Статус: Offline
Цитата Горечь ()
Не рассказывал ли муж ей о цыгане, который его учил играть на гитаре и петь цыганские песни?


Нет, не рассказывал. Некоторые статьи грешат утверждениями, что отчим подарил гитару и научил играть на ней Петра Константиновича. Вот это неправда. Петя говорил, что учителей у него было много хороших. "Неизвестные, но талантливые учителя улицы", - говорил он. Но дома его занятия не приветствовали и с отчимом отношения не сложились. Когда Петя стал Петром Лещенко, тогда поверили, гордиться и любить его стали.
О войне не говорил, ни о белых, ни о красных разговор не поддерживал. Да и я по молодости не очень интересовалась этими вопросами. Политика мимо проходила меня. Был Петр Константинович, была сцена, и я молодая, влюбленная. С годами стала перекручивать заново события тех дней, и его молчание на темы "белые", "красные" мне стало понятнее. Он меня оберегал от тех опасных тем. Поэтому старый цыган, который его научил играть цыганские песни, в рассказах Петра Константиновича был, но мне запомнилось, что это было в Кишиневе. Об острове Лемнос Петя никогда не говорил, хотя эта статья проливает свет на годы между Кишиневом и Бухарестом.
Мы статью Бодиско опубликовали полностью на форуме. Вдруг найдется материал, поясняющий эти факты? Поэтому, если не возражаете, то здесь статью сократим, но разговор продолжим. Спасибо, что выслушали, ваша Вера Лещенко


Вдова Петра Лещенко
 
ГоречьДата: Среда, 17.12.2008, 03:31 | Сообщение # 8
Музыкант
Группа: Проверенные
Сообщений: 15
Статус: Offline
Уважаемая Вера Георгиевна.
Вы писали, что очень трепетно относитесь к памяти Петра Константиновича, поэтому я уже не надеялся получить ответ на свой вопрос. Всё понимаю, но кто же ещё сможет ответить, если не близкий человек? Поэтому был приятно поражён Вашим ответом. Я для себя можно сказать, только раскрываю творчество Петра Лещенко и мне всё, что связано с ним, интересно. Слушая его песни, чувствую,что на сердце становится светлее и я очищаюсь духовно. Это не то, что после прослушивания "Ногу свело" или "Кровосток".
Извините, Юрий.
 
Olga777Дата: Среда, 17.12.2008, 03:31 | Сообщение # 9
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 801
Статус: Offline

Quote (Potap_i_koreshki)
А есть ли сведения, где во время Первой Мировой служил Пётр Константинович?

"Устроился вольноопределяющимся в 7 Донской казачий полк. Служил там до ноября 1916 года. Оттуда был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев.
В марте 1917 окончил ее. Через 40 запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55 пехотный Подольский полк 14 пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года был тяжело ранен на территории Румынии и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, затем в Кишинев. Революционные события застали в госпитале, находился здесь на излечении до января 1918 года до захвата румынскими войсками Бессарабии". Это показания самого Петра Константиновича нашей госбезопасности. Что дальше? Сведения разноречивые, поэтому Лемнос вписывается в биографию Лещенко.
Потап, почитайте на нашем сайте в разделе "Биографии" статью Бодиско. Интересно, что скажите? Если Петр Константинович был на Лемносе, то понятно, с кем он был в Гражданскую войну. "Во время эвакуации армии Врангеля из Крыма в 1920 г. Россию покинули примерно 150 тысяч человек. Обеспечивавшие отход англичане и французы разделили беженцев. Армейские части высадили в Галлиполи (Турция), флот отправили в Бизерту (Тунис). Казачьим частям достался греческий остров Лемнос, который со времён Первой мировой войны контролировала Франция. Начиная с ноября там было размещено примерно 22 тысячи "сабель" - кубанские, донские и терско-астраханские казаки с неучтённым количеством жён и детей". Только отрывок из статьи, но в истории Белого движения остров Лемнос очень значимая и страшная страница. Как бы не было трагично это время, оно было честнее того, что потом было в Союзе: Равнение направо. Ать, два...
Если интересно, дам ссылки, там о Петре Константиновиче не пишут, но много других фактов, которые приводят к пониманию "белых" пятен и косвенно проливают свет на биографию Лещенко.
Ольга


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
LescencoДата: Среда, 17.12.2008, 03:32 | Сообщение # 10
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 71
Статус: Offline
Quote (Горечь)
Слушая его песни, чувствую,что на сердце становится светлее и я очищаюсь духовно.

Ваши письма дороги мне, очень дороги. Это светлая память Петру Константиновичу.
Именно о таком признании он мечтал.


Вдова Петра Лещенко
 
Potap_i_koreshkiДата: Среда, 17.12.2008, 03:32 | Сообщение # 11
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Цитата Olga777
Если Петр Константинович был на Лемносе, то понятно, с кем он был в Гражданскую войну.

Бесспорно!
Цитата Olga777
Только отрывок из статьи, но в истории Белого движения остров Лемнос очень значимая и страшная страница. Как бы не было трагично это время, оно было честнее того, что потом было в Союзе: Равнение направо. Ать, два...

Это даа....
Цитата Olga777
Если интересно, дам ссылки, там о Петре Константиновиче не пишут, но много других фактов, которые приводят к пониманию "белых" пятен и косвенно проливают свет на биографию Лещенко.
Ольга

Было бы очень интересно! Заранее спасибо!
 
Olga777Дата: Среда, 17.12.2008, 03:32 | Сообщение # 12
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 801
Статус: Offline
Цитата Potap_i_koreshki
Было бы очень интересно!


Потап, привожу обещанные ссылки, а к ним цитаты из статьи.
Постигайте, интересно ваше мнение об этой странице российской истории.


Павел Евдокимов, Владимир Семиряга
«Крест на Лемносе»
Общенациональная газета “Россiя”
№ 36(938) от 22 сентября 2005 года/


Ровно год назад на небольшом греческом острове Лемнос произошло событие, которое, к сожалению, отечественной прессой было почти не освещено. Хотя оно имеет прямое отношение к тому, что принято называть исторической памятью народа. На месте, где в 1920-1921 годах разбили свои лагеря казаки, воевавшие в составе армии барона Врангеля и бежавшие сюда от “пролетарского гнева”, был поставлен памятный крест.

По словам вице-спикера Государственной думы Сергея Бабурина, возглавлявшего, как и теперь, официальную делегацию, “посещение греческого Лемноса было очень впечатляющим и вместе с тем печальным. Находящееся там казачье кладбище, на котором захоронен цвет русского казачества, было практически разрушено. Мы смогли обнаружить лишь несколько с трудом различимых надписей на осколках надгробий”.

Тогда на рейд Лемноса прибыли ракетный крейсер “Москва”, на котором находился нынешний главком ВМФ, а тогда еще командующий Черноморским флотом адмирал Масорин, и эсминец “Сметливый”. По благословению Патриарха Алексия II в составе делегации находился архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря.


Казаки на Лемносе
Monday, 14 May 2007


О жизни казачьих корпусов генерала Врангеля на чужбине рядовой россиянин сегодня почти ничего не знает. А между тем, Лемнос - короткая, но особая глава в истории Белого движения, сравнимая разве что с Галлиполийским сидением. При этом, кубанцы, донцы и терцы не оставили на греческой земле величественного каменного памятника своего пребывания там. Да и нужен ли он? Как писал генерал Богаевский, вечно будут существовать не монументы, а стойкость добровольческого духа. Чины армии жили в палатках, которых было так мало, что едва хватало на всех. Не только казаки, но и женщины и дети, спали на голой земле, иногда - на жиденькой подстилке из травы. Донцы страшно завидовали кубанцам, которые прибыли на Лемнос раньше и получили от союзников кровати и одеяла.

Православный молодежный отряд помогает в восстановлении русского участка антантовского кладбища на острове Лемнос
12 июля 2007 г.


АФИНЫ. Молодежный православный отряд московского Новоспасского монастыря Русской Православной Церкви восстановил могилы россиян на англо-французском и русском казачьем кладбищах на греческом острове Лемнос. Об этом сообщил заместитель председателя Попечительского совета монастыря генерал-лейтенант Леонид Решетников.
По его словам, на антантовском военном кладбище времен Первой Мировой войны в предместье города Мудрос фактически восстановлен русский участок кладбища Донского казачьего корпуса. "Там установлена новая мемориальная доска с надписью "Здесь похоронены 28 воинских чинов Донского казачьего корпуса и супруга полковника Белой Армии, интернированных на Лемносе в 1920-21 годах, - сказал Решетников. - Участники молодежного православного отряда "Лемнос" нашли старую разметку могил и по ней к сентябрю будет изготовлено 29 надгробий уже с именами и званиями. Кроме того, отряд много поработал на русском мемориальном казачьем кладбище 1920-21 годов в местечке Портиано. Оно приведено, можно сказать, в идеальный порядок...". По словам заместителя председателя Попечительского совета, митрополит островов Лемнос и Агиос Эфстратиос Иерофей объявил участникам акции, что Греческая Церковь в память о русских людях, погребенных на казачьем кладбище, построит там церковь вознесения Христова к Пасхе следующего года.


Время собирать камни(о. Лемнос)

В сентябре-октябре 1920 года вихрь революции и гражданской войны в России забросил на остров Кубанское казачье войско - 18 тыс. человек, интернированных на Лемнос антантовцами после поражения Белой Армии в Крыму. К ним добавились ещё около 4 тыс. донских казаков и 700 терцев и астраханцев. Казаки (часть из них, в основном, офицеры с жёнами и детьми) оказались вдали от Родины на пустынном острове, открытом всем ветрам.

Остров казачьих костей.
Сергей Осипов
«Аргументы и факты» №49(1362), 6-12 декабря 2006 г.


85 лет назад, в декабре 1921 г., закончился исход казаков с греческого острова Лемнос. Как они там оказались?

Во время эвакуации армии Врангеля из Крыма в 1920 г. Россию покинули примерно 150 тысяч человек. Обеспечивавшие отход англичане и французы разделили беженцев. Армейские части высадили в Галлиполи (Турция), флот отправили в Бизерту (Тунис). Казачьим частям достался греческий остров Лемнос, который со времён Первой мировой войны контролировала Франция. Начиная с ноября там было размещено примерно 22 тысячи "сабель" - кубанские, донские и терско-астраханские казаки с неучтённым количеством жён и детей.

Слепая надежда

ЧТО первым делом строит русский человек на новом месте? Баню и церковь. И то и другое казаки оборудовали в полученных от французской военной администрации палатках. И начали жить. Сперва всё шло неплохо. Судя по тому, что при полевом госпитале работало родильное отделение, казаки на чужбине "плодились и размножались". Донцы выпускали рукописный листок, а кубанцы - будто бы даже набранную типографским способом газету. Давал представления театр под открытым небом, работала читальня. Действовали даже мужской и женский пляжи.

Сперва командирам удавалось поддерживать почти полное подобие жизни в воинской части: подъём в 5 утра, гимнастические упражнения, строевая подготовка. Проводились парады, работали офицерские курсы. Была надежда на то, что сегодня, завтра, через месяц Антанта раздаст казакам оружие и пошлёт их отвоёвывать у "красной сволочи" Кубань и Тихий Дон...


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Olga777Дата: Среда, 17.12.2008, 03:32 | Сообщение # 13
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 801
Статус: Offline
slava, когда интересно нашим посетителям, то и нам хорошо. В ноябре по Первому каналу покажут (в планах 1ТВ есть!) фильм Владимира Котта "Петр Лещенко. Все, что было". Посмотрите, но правда жизни Петра Константиновича несколько сценаристом художественно перековеркана. Вышла книга со сценарием Володарского Чубчик кучерявый", но раньше издательством АСТ были опубликованы воспоминания вдовы Петра Лещенко - Веры Лещенко "Последнее танго". Наше доброе напутствие: будете читать Володарского, воспринимайте его Петра Лещенко, как образ собирательный артистов-эмигрантов того времени, хотите правды, читайте Веру Лещенко. Посмотрев фильм, загляните к нам на сайт, у нас Петр Лещенко (пока, правда, некоторые страницы его биографии закрыты) близок к оригиналу. Фильм принимайте эмоционально, это же художественный фильм. Приятных открытий!

Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Документы. Свидетельства о жизни Петра Лещенко » Бодиско Владимир о встрече с Петром Лещенко (Бухарест, 1943 год)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2020
Сайт создан в системе uCoz