|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
08.10.2024, 05:41 |
Петр Лещенко и его песни в кино
|
|
bond | Дата: Понедельник, 05.01.2009, 00:18 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Три информации о фильме Яна Босдрижа, Голландия Документальный фильм «Черные глаза» о Петре Лещенко снят голландским режиссером Яном Босдрижем и в 2008 году был показан на кинофестивале в Утрехте. Судить о фильме, который пока не видели не стоит, хотя аннотация к фильму обещает не только новые интересные факты, встречи, воспоминания, документальные съемки, но и, увы, неизбежные ошибки в биографии Петра Константиновича. Мы выделили красным те места в тексте, которые не соответствуют действительности. Ян Босдриж – режиссер фильмов «Турецкие наслаждения», «Провинция» и других снимет документальный фильм о знаменитом русском танцоре и певце Петре Лещенко, детство которого прошло в Кишинэу, а часть жизни и творчества – в Бухаресте. Информация от 2007-03-17 Известный нидерландский режиссер Ян Босдриж
Эдвин Троммелен, помощник режиссера, сообщил корреспонденту Info-Prim Neo, что нидерландский режиссер Ян Босдриж намерен посетить Кишинэу и узнать побольше о жизни певца в столице Бессарабии. Фильм будет не просто биографическим, картина будет повествовать о музыке и голосе Лещенко, глубоко запавших в души людей. Режиссер надеется встретить людей, лично знавших великого певца, сохранивших воспоминания о Петре Лещенко, утверждает Троммелен.
Вместе с тем режиссер намерен передать атмосферу Восточной Европы 30-х годов прошлого столетия. По словам Троммелена, особенно режиссер заинтересовался улицей в Кишинэу, которая была названа именем Петра Лещенко. Первый визит съемочной группы в Кишинэу состоится 24-26 марта.
Информация от 2008-10-09
Film over Pjotr Leschenko
Фильм под названием "Очи черные" посвящен певцу Петру Лещенко. Представлено много документальных материалов и рассказов о России, а также о документалисте и собирателе пластинок Jan Bosdriesz.
Информация от 2007-04-12 Кишиневский Обозреватель
Отворим ли калитку памяти?
Из разных частей света приезжают в Молдову иностранцы, пытающиеся разыскать любую деталь, здания, людей, связанных с нашими земляками. С личностями, чьи достижения принесли нашему краю большую славу и известность. И только мы, с завидным упорством, продолжаем сохранять невнимание, как к своей жизни, так и к своим легендарным предкам. В национальном музее истории страны, как и в национальном архиве, нет даже фотографии Петра Лещенко...
В конце марта в Кишиневе побывал Ян Босдриж, нидерландский режиссер. Потомок музыканта, восхищавшегося творчеством Петра Лещенко, собирается в память об отце снять фильм, посвященный нашему легендарному земляку. Приезд Босдрижа совпал с печальным юбилеем. 55 лет назад, 26 марта 1951 года, Лещенко оказался в застенках румынской госбезопасности, откуда он уже не выбрался. Через три года король русского шансона умер в тюремной больнице. Могила его до сих пор неизвестна.
Популярность этого исполнителя русских и цыганских песен, фокстротов и, конечно, танго, была фантастической. Лукавый и томный его голос звучал на волнах многих зарубежных радиостанций. Пластинки с записями распространялись по всему миру. Как ни запрещалось, из румынского филиала «Колумбии» они попадали через ближайшую границу и в СССР.
Невероятная слава принадлежала сыну зубного техника из Кишинева, который дал Петру первые уроки игры на гитаре. Несмотря на множество исследований о жизни и творчестве Петра Лещенко, в его биографии кишиневского периода немало белых пятен. Тем не менее, память об этом незаурядном человеке еще живет в нашем городе. На улице 31 Августа сохранилось здание, бывшее второе Высшее начальное училище, которое окончил будущий любимец публики. Осваивая азы токарного дела, Петр пел в архирейском хоре. Первый выход на публику в танцевальном амплуа состоялся перед сеансом в одном из кишиневских «иллюзионов» - как тогда называли кинотеатры «Оdeon» и «Оrfeum». Зажав в зубах кинжал, Петр исполнял лезгинку, демонстрировал «арабский шаг» - эффектные танцевальные номера, срывавшие бурю аплодисментов...
1918 год Петр встретил в госпитале. 20-летний юноша к этому времени успел окончить киевскую школу пехотных прапорщиков. Попав в составе румынской армии на фронт, получил ранение и контузию. Подлечившись, вместе с небольшой танцевальной группой отправился в Бухарест. Выступал в театре «Алхамбра» и на других сценических площадках. С кишиневцем Николаем Трифанидисом Петр отправился завоевывать Париж. Но завоевал выпускницу парижского хореографического училища из Риги. Высокая блондинка Женни Закит вскоре стала его женой. Образовав семейный танцевальный дуэт, Петр и Женни отправились на гастроли. Почти год выступали в Бейруте, где на набережной Петр познакомился со своей землячкой Аллой Баяновой. Супруги перебрались в Дамаск, танцевали в Афинах, Солониках, Константинополе. Вернувшись в Бухарест, стали работать в театре «Teatrul Nostru».
В 1929 году молодые супруги приехали в Кишинев. Петр в составе театральной группы участвовал в спектакле «Запорожец за Дунаем». Одна из постановок шла в театре «Express» (теперешнее здание Филармонии). Петр и Женни выступали на самых лучших площадках города - в фешенебельном ресторане гостиницы «Londra», летнем театре, в кинотеатрах. Кстати, дуэт носил название «Петрушка и Розика Мартынович (Martinovici)». Мартынович - реальная фамилия певца, происходившая от названия уезда, в который входило украинское село Исаево (место рождения певца). Сценическая фамилия «Лещенко» у Петра появилась с началом сольной карьеры. Покойный краевед Леонид Шкловский, еще в советское время собиравший сведения о пребывании Лещенко в Кишиневе, сохранил воспоминания одного из старожилов города, видевших номер «Петрушки и Розиты» в ресторане «Suzanna», принадлежавшему некому Хинкулову. Заведение находилось на улице Купеческой (ныне Василе Александри), в глубине двора. Здесь однажды собрались соученики Петра по реальному училищу, для которых танцевал семейный дуэт Мартынович.
Поездка в Ригу, на родину жены, кардинально изменила судьбу Петра. Хотя поначалу пришлось туго. Дуэт вскоре оказался не у дел - у Женни стала заметна беременность. Безработный супруг предложил дирекции Рижского музыкального дома «Юнона и Фейрсабенд», представлявшего интересы немецкой граммофонной фирмы «Parlofon», напеть несколько пластинок. Но незнакомому соискателю предложили за свой счет отправиться в Германию, в главный офис кампании. Карьере Петра помогло знакомство с рижским композитором Оскаром Строком. Благодаря его творческой помощи бессарабец напел несколько пластинок для фирмы «Беллаккорд-электро», которую основал владелец крупного Латвийского книжного издательства. Так появились записи песен «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Скажите, почему?» и другие вещи, ставшие благодаря Петру Лещенко хитами тех лет.
30-е годы оказались самыми звездными в певческой карьере Петра Лещенко. Пластинки и гастроли принесли певцу материальную свободу, к которой он так стремился. В 1932-33 году с двумя компаньонами бессарабец открыл в центре Бухареста заведение «Casuca nostru», где стал выступать. А через пару лет на Calea Victoriei, главной улице Бухареста, появился престижный ресторан с именем его владельца - «LESCENCO». В центре зала стояла эстрада, столики освещались разноцветными абажурами, придававшими помещению домашний уют. Тем не менее, во время выступления артистов нельзя было входить или выходить, и жевать.
«Центральную стену холла, - вспоминает Зита Дмитриевна Мазур, жительница столицы, - украшала «тройка». Кони были нарисованы с таким мастерством, что я зажмуривалась, когда мы с папой входили в ресторан. Мне все время казалось, что эти дикие звери вот-вот сорвутся со стены и помчатся по бухарестской улице. Я их боялась...».
Xотя Зите было всего семь лет, ее отец, работавший мастером на электростанции, водил дочку на концерты и на выставки. Жена была домоседкой и неохотно выходила в «свет». Дмитрий Мазур был меломаном и большим поклонником Петра Лещенко. Играя на балалайке, мандолине, гитаре, он еще обладал высоким баритоном, похожим на голос самого Лещенко. Несмотря на высокую стоимость билетов, Дмитрий каждую субботу бывал с Зитой на выступлениях кумира. Хорошо знал его репертуар и исполнял его в домашнем кругу, подбирая к нему гитарные аккорды. Для гостей Зита с сестрой становились на табуретку и, подражая оригиналу, лихо исполняли «Чубчик», коронный номер Лещенко.
По словам Зиты Дмитриевны (ей об этом рассказывал отец), в ресторане трудилась вся семья певца. В гардеробе дежурили мать и отчим. Жена Зинаида (сценическое имя скоро заменило ее родное) обучила Екатерину и Валентину, сестер певца, танцам. Все трое солировали в концерте - сестры исполняли народные танцы, рижанка - классику. Здесь пела и Алла Баянова. Музыканты в оркестре часто менялись, но костяк держался на кишиневцах. Среди них были саксофонист, кларнетист Шарль Брейтбурд, скрипач Гарри Ширман, его сестра Софья, замечательный аккомпаниатор. Ходили слухи, что для Кароля Второго, любителя украинских песен, Лещенко пел в королевской резиденции. Аккомпанировала ему пианистка Софочка, которую доставляли в горы специальным транспортом, в котором везли ее шикарный белый рояль... В 1940 году большинство музыкантов из ресторана Лещенко вернулись в Кишинев, где они потом под руководством Шико Аранова организовали джаз-оркестр, принесший нашему городу немалую известность. Но это совсем другая история.
Кинув в Бухаресте трехкомнатную квартиру, хорошо оплачиваемую работу и пса, давно ставшего членом семьи, семья Мазур за два дня до прихода в Кишинев советской власти, прибыла в родной город. Жили сначала у родственников. Но после землетрясения в 1940 году, когда в квартире обвалилась стена, стали кочевать по съемам. Живя в Кишиневе, Дмитрий всей душой был в Бухаресте, рядом со своим кумиром, с которым прежде много общался. В одной из бесед Лещенко обмолвился, что в детстве жил в районе Мелестиу. Сняв угол в районе железнодорожного вокзала, Дмитрий Мазур вместе с дочерью стали обходить дом за домом, десятки переулочков и улиц! Искали дом Лещенко. Война прервала их поиски...
Академик Константин Попович тоже бывал в ресторане Лещенко. Будучи военным разведчиком, он в 1945-47 годах в составе советских войск служил в Румынии. Присутствовал на судебном процессе маршала Антонеску и на его казни. «Не буду скрывать, - говорит Константин Федорович, - советские военные испытывали к Лещенко огромный интерес. Сразу после освобождения Румынии певец дал несколько концертов в театре «Алхамбра», но попасть туда смог не каждый». А в 1947 году появился строгий запрет на посещения концертов «предателя-белогвардейца». Формальным поводом был отказ певца и его жены выехать в СССР - советские органы 23 августа 1944 года якобы предложили им эту возможность.
В 1951 году Петра Лещенко арестовали прямо во время концерта, обвинив его в сотрудничестве с нацистами. Поначалу он отбывал наказание на строительстве Дунайского канала. Потом оказался в тюремной больнице, где умер 17июля 1954 года. В мир иной отлетела душа человека, который всю свою жизнь уходил от политики, и в конце концов был раздавлен ее жерновами... В 1952 году вторую жену, одесситку Веру Белоусову-Лещенко, с которой король шансона прожил десять лет, румынские власти передали советской контрразведке. Веру Георгиевну осудили по статье 58-1а УК РСФСР, обвинив в связи с эмигрантом и в измене родине. В ГУЛАГе Вера Георгиевна из 25 лет провела шесть. Но этого было достаточно, чтобы сломать певице профессиональную и человеческую жизнь...
|
|
| |
Olga777 | Дата: Четверг, 29.01.2009, 02:19 | Сообщение # 2 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 816
Статус: Offline
| Откликнулся на письмо Веры Георгиевны голландский режиссер документального фильма о Петре Лещенко - Ян Босдриж. Рассказал, как собирал материал, что цель которую он ставил перед собой - не биография Петра Лещенко, а, кто сегодня хранит память о нем. Ян встречался с румынским журналистом, который общался с четой Лещенко после войны, писал рецензии на их выступления. Так вот журналист сделал неожиданное признание (пусть простит меня Вера Георгиевна!): Веру до сих пор помнят в Румынии, в последние годы совместные с ней концерты Петра Лещенко на ней держались. Она была очень красивая и талантливая. Слышу возмущение Веры Георгиевны, но из песни слов не выбросишь. Думаю, Петр Константинович подтвердил бы эти слова. А еще Ян Босдриж прислал фотографию оркестра под управлением Ипсиланти. Загляните в раздел ФОТОАЛЬБОМ.
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
Lescenco | Дата: Понедельник, 09.02.2009, 17:59 | Сообщение # 3 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 71
Статус: Offline
| Режиссер Босдриж прислал письмо, а переводчик-автомат мне его письмо перевел на русский язык. Получилось, вместо фильм "Черные глаза" - фильм "Подбитый глаз".
Вдова Петра Лещенко
|
|
| |
Lescenco | Дата: Понедельник, 09.02.2009, 17:59 | Сообщение # 4 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 71
Статус: Offline
| Будущая легенда русской эстрады Александр ГАЛЯС (Одесса) "Киевский ТелеграфЪ" 3 - 9 июня 2005 — Петр Лещенко появился на светв семье мелкого служащегов селе Исаево, что под Одессой. Мать — Мария Константиновна, малограмотная женщина, обладала абсолютным музыкальным слухом, хорошо пела, любила украинские народные песни, что, конечно же, оказало особое влияние на сына. С самого раннего детства у мальчика обнаружились незаурядные музыкальные способности. Рассказывают, что уже в семь лет он выступал перед казаками в своем селе, за что и получил первый гонорар — котелок каши и буханку хлеба... В 17 лет Петя был призван в школу прапорщиков, а уже через год он воевал на фронтах Первой мировой войны. Получив ранение, молодой боец попал в кишиневский госпиталь, где его и застали события революции 1917 года и гражданской войны. А в 1918 году боярская Румыния оккупировала Бессарабию, входившую в состав России. Так Петр Лещенко, будущий певец, кумир 1930-х, как и тысячи других, оказался оторванным от родины. Молодой Петр Константинович в 1925-м приехал в Париж, где его выступления вызывали неизменный восторг у публики. По прихоти судьбы этот русский певец, гражданин Румынии, с успехом выступавший в разных странах Европы, на своей родине был подвергнут суровому остракизму. Но это не мешало росту интереса к его творчеству в России. Особенно много его пластинок появилось в 1940 году, когда в состав СССР вошли Бессарабия и Прибалтика. Они продавались на черном рынке по баснословным ценам. На знаменитом одесском Привозе диск с портретом певца в плотном картонном футляре стоил до 300 рублей (бутылка водки тогда стоила 6 рублей 5 копеек). В довоенном Советском Союзе не было, наверное, человека, который бы не знал его, как сейчас принято говорить, хитов: "Ах, эти черные глаза", "Чубчик кучерявый", "Андрюша"… В сталинские времена за прослушивание пластинок с голосом Петра Лещенко легко можно было схлопотать срок. Весной 1942 года артист оказался в Одессе, где провел более полутора лет и встретил свою последнюю любовь — 19-летнюю певицу Веру Белоусову, с которой обвенчался в церкви на Старопортофранковской. Двадцать месяцев одесской жизни тяжко аукнулись ему после войны. В 1951 году артиста арестовали и "за сотрудничество с фашистами" приговорили к пяти годам лишения свободы. Немолодой и нездоровый человек не выдержал тюремных условий. Умер 16 июняв 1954 года в Румынии. До сих пор достоверно неизвестно, где находится его могила. Лишь в конце 1980-х годов Петр Лещенко был реабилитирован. Трагическая судьба русского артиста заинтересовала режиссера из Нидерландов Яна Боздриезжа, который приехал в Одессу, собирая материалы для предполагаемого неигрового телефильма о Петре Лещенко и его творчестве. Интерес к легендарному певцу возник у Яна уже в раннем детстве. Его отец купил как-то пластинки — и мальчик впервые услышал звуки русской речи. Конечно, он не понимал, о чем пелось, но его буквально заворожил голос певца. Эту любовь к русской песне Ян пронес через всю жизнь. Нет, он не был фанатом эстрады, его помыслами овладел кинематограф, которому отданы десятки лет. Ян монтировал и редактировал художественные фильмы, в том числе первые ленты Пола Верховена, ставшего впоследствии одним из самых известных режиссеров Голливуда и прославившегося постановкой "Основного инстинкта". Затем и сам снимал телефильмы, предпочитая создавать неигровые, в стиле киноимпрессионизма. Как-то раз Ян увидел диск с записью песен Петра Лещенко и, конечно, не мог не купить его. Прочитав аннотацию и пробудив в памяти знакомые с детства мелодии, он вдруг понял, что должен непременно сделать фильм об этом артисте. Но по его замыслу, это не должна быть иллюстрация к биографии. Героями будущей картины режиссеру видятся песни, спетые Лещенко, и люди, которые слушали их. "Это не обязательно должны быть свидетели концертов Петра Лещенко, — говорит Ян. — Я понимаю, что таких осталось крайне мало. Меня интересует, как воспринимают голос Лещенко и его песни люди самого разного возраста: от стариков до молодежи". В своем будущем фильме Ян хочет передать эмоции, возникающие от прослушивания пластинок Лещенко. Выбор голландца привел меня в недоумение, ведь русская эстрада не бедна мастерами. "В этом есть что-то мистическое, — ответил режиссер. — В детстве я любил ездить на лошади, и почему-то эти прогулки в моей памяти каким-то образом связаны с песнями Лещенко". Свои предложения по поводу будущего фильма Ян подал в государственный департамент культуры Голландии и получил некоторую сумму для того, чтобы собрать материал. "Деньги, конечно, маленькие", — говорит режиссер, тем не менее, их хватило, чтобы побывать в нескольких городах. Первой стала Рига, где жил композитор Оскар Строк, чьи танго и романсы часто исполнял Петр Лещенко и чье творчество также интересовало голландского режиссера. Вторым городом стала Одесса. Наш гость в сопровождении сотрудницы Литературного музея Анны Полторацкой и переводчицы Ольги осмотрел места, связанные с именем артиста: театральные и концертные залы, в которых ему доводилось выступать, дом на Новосельского, 66, где жила Вера Белоусова, церковь, где они венчались. Встречался с теми, кто видел Петра Лещенко, был на его концертах. Из нашего города Ян увез массу впечатлений. Теперь их предстоит "уложить" в сценарий, который режиссер предъявит в департамент, ведающий вопросами культуры, и если этот сценарий будет признан заслуживающим поддержки, то он получит деньги на съемку фильма. Если все пойдет по плану, Ян намерен снова приехать в наш город, чтобы провести здесь съемки. Слушая этого по-юношески увлеченного человека, можно лишь сожалеть о том, что история жизни замечательного певца Петра Лещенко до сих пор не заинтересовала никого из наших режиссеров — ни телевизионных, ни, тем более, кинематографических. Между тем его биография могла бы лечь в основу сериала, который при условии качественного сценария и режиссуры увлек бы зрителей ничуть не меньше, чем приключения "Бедной Насти". Одна надежда: если голландец все-таки снимет свой фильм, то на Петра Лещенко обратят внимание и его соотечественники.
Вдова Петра Лещенко
|
|
| |
|