Хочу дополнить опубликованный в новогоднем номере «ЛГ» рассказ о замечательном артисте Петре Лещенко – «Моя Марусечка».
Сначала – откуда у меня сведения. Я был военным прокурором, в послесталинские годы принимал участие в реабилитации несправедливо осуждённых людей в том числе и второй жены Лещенко – Веры Белоусовой. В её деле находились протоколы допроса Петра Лещенко.
Октябрьская революция застала девятнадцатилетнего прапорщика Лещенко в кишинёвском госпитале после тяжёлого ранения и контузии на румынском фронте.
Когда лечение подходило к концу, румынские войска заняли Бессарабию. Лещенко оказался оторванным от Родины. Надо было жить, добывать средства к существованию. Кем только ему не пришлось быть – и токарем по дереву, и псаломщиком, и подрегентом. В 1925 году попал в Париж, где пел в кинотеатрах вместе с латышкой Жани Закит, ставшей вскоре его женой, гастролировал на Ближнем Востоке, в Риге, в Вене, Лондоне. В 1928 году – возвращение в Кишинёв, где жили мать с отчимом. Растёт популярность, выходят грампластинки. Наконец в Бухаресте в компании с другими лицами Лещенко открывает ресторан, где и выступает. 1941 год. Фашистская Германия нападает на Советский Союз. Её сателлит Румыния оккупировала Одессу. В октябре Лещенко получает вызов в полк, к которому приписан. Воевать против России, против своего народа!
Нет, увольте!
В полк он не попал. Второй вызов, третий. Наконец его судили офицерским судом, предупредили и... Оставили в покое. Имя Лещенко-певца было достаточно широко известно. С зимы его стали приглашать с концертами в Одессу. В мае, 1942 года, получив разрешение властей, он приехал. В распоряжение Лещенко предоставили оркестр оперного театра, Успех большой. Но в июле 1942 огода он опять получает повестку о явке на службу в 13-ю дивизию в качестве переводчика. (Лещенко владел русским, украинским, румынским и французским языками.) Ещё год ему удаётся уклониться. Ложился в госпиталь, выступал с артистической группой.
Однако в октябре 1943 года всё же был направлен в Крым, где работал заведующим офицерскими столовыми до марта 1944 года. Получив краткосрочный отпуск, Лещенко вылетел в Одессу. И тут широким фронтом перешла в наступление Советская Армия. Освобождена Одесса, освобождена Румыния. Победа.
До весны 1948года певец вместе с Верой Белоусовой - Лещенко даёт концерты в частях советских войск. Они познакомились уже в Одессе, где Вера Георгиевна выросла училась в музыкальном училище, в дни обороны города выезжала в воинские части с концертами. Во время одного из выездов при артобстреле была ранена. Поэтому не смогла эвакуироваться и осталась в Одессе с матерью и десятилетним братом.
Чтобы заработать на жизнь, пела в ресторане и сама же аккомпанировала себе на аккордеоне. Здесь летом 1942 года она и услышала Петра Лещенко. В мае 1944 года он оформил развод со своей первой женой и вступил в брак с Белоусовой. С лета 1948 года они выступали с концертами в бухарестских кинотеатрах, а в марте 1949 года поступили во вновь организованный, театр эстрады.
1951 год. Лещенко возбуждает ходатайство о возвращении на Родину. Он ничем не провинился перед ней. Пусть не молод, но силы ещё есть, своим искусством он ещё послужит Родине.
Мечты не сбылись. Жестокое было время. Я слышал такую версию. Ходатайство о возвращении на Родину было удовлетворено. Визы получены.
Лещенко собрал в узком кругу своих друзей и устроил прощальный ужин. Во время ужина он поднял бокал и сказал: «Друзья! Я счастлив, что возвращаюсь на Родину. Моя мечта сбылась. Я уезжаю, но моё сердце остаётся с вами». Последние слова оказались роковыми. Визу анулировали. А в марте 1951 года Петра Лещенко арестовали органы госбезопасности Румынии и осудили за то, что был офицером румынской королевской армии. Из заключения он не вернулся.
А жена? Через год и её осудили. Но не румынский суд – наш военный трибунал. В июне 1954 года Верховный суд СССР не усмотрел в её действиях измены Родине и по амнистии 1953 года освободили со снятием судимости. Ныне она полностью реабилитирована.
А Пётр Лещенко? Не пора ли вернуться к его судьбе?...
Л. Лугом. МоскваПусть военный прокурор Л. Лугом новых фактов не добавил, но призвал вернуться к судьбе Петра Лещенко!
ПОРА, ГОСПОДА!