Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 22.12.2024, 09:24

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
РИЖСКИЙ РЕСТОРАН "ОТТО ШВАРЦ"
GeorgoДата: Пятница, 23.11.2012, 18:42 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
"...в Риге у Петра Лещенко состоялась ещё одна
очень важная для него встреча.
Одно из его выступлений в летнем ресторане Отто Шварца
услышали представители деловых кругов Англии.
Лещенко произвёл тогда на них большое впечатление проникновенным исполнением старинных русских и цыганских романсов.
Казалось бы, рядовая случайная встреча неожиданно имела
счастливое продолжение в виде приглашения от знаменитой фирмы "Колумбия" для записи на её пластинки.
Это произошло в 1933 году, и этот год стал началом новой,
фантастической "пластиночной" эры в жизни
уже входившего в моду певца.
Его пластинки стали издаваться во всём мире
неисчислимыми тиражами, не уступавшими шаляпинским."

/Из книги Ильи Дименштейна "Имена русской Латвии"/


"...Сам ресторан, особо полюбившийся рижским предпринимателям средней руки,
занимал широкое и просторное помещение на втором этаже здания. Первый этаж был отведён под бесспорную изюминку гастрономического рая — полулегендарную кондитерскую при ресторане...

(...) Периодически в этом ресторане выступал известный латвийский композитор танго Оскар Давидович Строк, но особо часто в ресторане бывал исполнитель цыганских романсов российский эстрадный певец Пётр Константинович Лещенко, исполнявший танго Строка на слова рижского поэта Александра Перфильева. Большая часть этих хитов была записана Петром Лещенко на известной латвийской студии грамзаписей «Беллаккорд Электро» на территории рижского Задвинья".

/По материалам Википедии/




http://rigacv.lv/articles/otto_schwarz


ПЯТЬ ЖИЗНЕЙ "ОТТО ШВАРЦ"

КИРИЛЛ СОКЛАКОВ

Posted февраль 5th, 2011 by Kirils




В каждом мало-мальски крупном европейском городе есть такое кафе, где обязательно должен побывать каждый приезжий. В Праге – это знаменитая «Славия», в Риме – кафе «Греко». В Риге таким местом был ресторан «Отто Шварц». Наряду с домом Черноголовых, гостиницей «Рим» и шпилем церкви Св. Петра это заведение стало визитной карточкой города на Даугаве. И даже после своего исчезновения легенда об этом ресторане продолжала жить в умах и памяти рижан, хотя мало кто знает, что этот ресторан несколько раз менял не только владельца, но и местоположение и продолжает работать до сих пор.


Здание гостиницы «Рим» и ресторана Отто Шварц на месте «Кафе Опера» в наши дни


В начале октября 1944 года отступавшие части люфтваффе сбросили несколько авиабомб на район, примыкавший к Национальной опере, разрушив практически все здания, формировавшие этот участок городской застройки. Исключением не стало и здание ресторана «Отто Шварца». Руины оставались до самого конца 1944 года, когда рабочие бригады, укомплектованные из немецких военнопленных, на тележках вывозили мусор из Старой Риги в Даугаву. Остатки «оригинального» «Отто Шварца» до сих пор покоятся на дне этой реки.

Жизнь первая. Рождение легенды

Впервые ресторан, владельцем которого стал купец второй гильдии Отто Шварц, был открыт в 1882 году в здании гостиницы «Рим», которая принадлежала латвийскому предпринимателю Кристапу Морбергу. Ресторан вскоре приобрёл популярность, и владелец решил в 1892 году перенести его в здание на углу улицы Калькю и бульвара Бастея. На вид это простой пятиэтажный дом, каких полно на улицах нашего города, однако до сих пор не удалось точно определить, кто автор этого проекта, известен лишь год постройки – 1870. Заведение получило славу лучших «винных и устричных комнат» в Риге. Рекламы дружно сообщали, что это «единственное место в Риге, где можно отведать дорогих вин, устриц и насладиться гаванскими и немецкими сигарами».

Ресторан занимал первые два этажа здания, вход находился со стороны бульвара Бастея. Внизу располагалось небольшое помещение буфета, а наверху – большой зал и несколько маленьких и больших комнат, которые легко превращались в кабинеты сепаре. Ресторан обставили в немецком вкусе в стиле неоренессанс: массивная деревянная мебель, обитая кожей. На стенах установили тёмные деревянные панели, над которыми развесили картины и зеркала. Во многих залах были установлены печи модной тогда рижской фирмы «Zelm & Boem». Особенно торжественно смотрелись залы верхнего этажа с красочными витражами и роскошной отделкой.



Открытка с видами ресторана


Под стать интерьеру была и посуда ресторана. Сторловые сервизы, наборы тарелок заказывались на фарфоровой фабрике Кузнецова, лучшие столовые приборы поставлял в ресторан и известный магазин фирмы «J. Jaksch und Co». Правда, эта роскошь имела и обратную сторону: многим посетителям так нравилась ресторанная посуда, что они старались прихватить какую-нибудь мелочь с собой в качестве сувенира. Кражи, по слухам, достигли таких размеров, что Отто Шварц, заказывая на заводе новую партию фарфора, попросил поставить на ней дополнительное клеймо «Украдено у Отто Шварца». Однако эта мера не только не решила проблему, но даже, скорее, усугубила её.

Отто Шварц умер в 1902 году и его дело переняла вдова Амалия Элоиза Доротея Шварц и хотя ресторан по-прежнему пользовался популярностью, дела фирмы шли не очень хорошо. В 1905 году вдова Шварца была вынуждена продать грозившую обанкротиться фирму. Новым владельцем стал к тому времени известный рижский ресторатор Кристиан Юргенсон и его супруга Дора.



Кристиан и Дора Юргенсон


Кристиан Юргенсон родился в 1862 году в маленьком курляндском городке Ауце. Всех предприимчивых молодых людей, как в прочем и сейчас, всегда манили крупные города. В прибалтийском крае такой город - Рига, куда и приехал 13-летний Кристиан. Юноша потихонечку копил деньги и опыт работы в сфере услуг и вскоре смог работать самостоятельно. Встав на ноги, он женился. Жена ему попалась тоже предприимчивая и вместе дела у них пошли на лад. Избранница Кристиана Дора родом из кекавской купеческой семьи Циммарманов и прекрасно разбиралась в торговле. И вот подвернулась прекрасная возможность: на Митавском и Двинском вокзале появилась вакансия буфетчика. Туда-то и поступил Кристиан и вскоре перенял оба буфета на правах съёмщика. Вот тут и началась настоящая работа день и ночь. Но рядом с Кристианом всегда была жена, несмотря на появившихся в семье детей и семейные заботы, она всегда находила время и силы поддержать мужа.

Юргенсоны серьёзно подошли к делу. Им достался ресторан с репутацией, и ей нужно соответствовать. Крситиан и его жена часто ездили в Европу и привозили для ресторана всё новые и новые идеи и инвентарь, так часть новой мебели заказали в Париже, а зеркала в Бельгии.



Зал ресторана, 1900-е г.


Конец роскошной жизни ресторана положила Первая мировая война. Юргенсоны эвакуировались в Петроград, где им принадлежали винные склады. После прихода к власти большевиков Юргенсоны всеми силами пытались спасти своё имущество. Было принято решение вернуться в Ригу. Спасать остатки рижской империи отправилась Дора.

Жизнь вторая. Послевоенный ренессанс

В Риге Доре удалось вернуть два дома и часть ресторанного инвентаря. Очевидцы поведали ей, что чекисты пользовалась посудой и столовым серебром ресторана «Отто Шварц». Там всё и пропало. Энергичная женщина не стала сожалеть о погибшем. На самых скромных началах она повела ресторан. На выручку одного дня покупала продукты на следующий. Когда в 1920 году в Ригу вернулся Кристиан, супруги решили основать акционерное общество «Ch. Jürgenson – Otto Schwarz» и в конце февраля 1920 года все рижские газеты напечатали объявление «Довожу до сведения уважаемой публики, что открою свой с 1915 года неработающий ресторан в марте этого года. К помещениям уже знакомым уважаемой публике я присоединил ещё и дополнительные помещения на первом этаже, где расположилась отделанное в новом вкусе кафе, где в послеобеденные и вечерние часы будет выступать первоклассное трио. Учитывая сложившиеся обстоятельства, я обратил особое внимание на выбор блюд и напитков, поэтому надеюсь на нашу скорую встречу. С уважением Кр. Юргенсов. Фирма Отто Шварц». «Обстоятельства» о которых говорит в рекламе Юргенсон, это военное положение, которое длилось в Риге вплоть до 14 августа 1921 года.


Каминный зал ресторана в 1920-е гг.


Кафе действительно преобразилось. На смену разграбленному неоренессансу пришла простая классика. Появилась лепнина и колонны. Весь интерьер стал более светлым и воздушным. На стенах вместе с картинами размещались лепные панно и медальоны. Тяжёлую старинную мебель сменили уютные кресла с плюшевой обивкой. Ресторан быстро вернул себе былую популярность и славу, даже более того: здесь стали проходили банкеты правительственного уровня. Так, именно сюда парламентарии пришли отмечать признание Латвийской республики «де юре» 26 января 1921 года. Ну а сам ресторан обслуживал все правительственные банкеты в рижском замке и высококлассную кухню могли по достоинству оценить гостившие в Латвии президенты Литвы, Эстонии и Финляндии, шведский король Густав V и будущий папа Римский Пий XI.


Зал ресторана в 1920-е гг.


Всё в том же 1920 году акционерное общество «Ch. Jürgenson – Otto Schwarz» основало своё ликёрное производство, а также открыло единственное представительство крымских вин в Риге. Учитывая особенности рынка, появилась и фабрика ягодных вин. Всё готовили в Риге используя только натуральное сырьё. Продукция шла и на экспорт, так, самый популярный ликёр фирмы «Аллажский киммель» подавали в лучших клубах Лондона и, по слухам, даже в британском парламенте.

Жизнь третья. Раздвоение

В 1926 году фирма Юргенсона приобрела дом на противоположном углу улицы Калькю. Здесь они задумали открыть ещё одно кафе. Путешествуя по Европе, Юргенсоны обратили внимание на то, что известные рестораны зачастую открывались возле оперных театров. В Риге тоже имелся оперный театр, а вот кафе возле него не было. Вот так и родилась идея создать в Риге «Café de l’Opera». Кафе разместилось в здании на углу Калькю и бульвара Аспазияс, в помещениях второго этажа. Вход в ресторан сделали с бульвара Аспазияс. Над созданием интерьера кафе работали такие известные в Риге декораторы как Герман Гринберг и Екаб Легздиньш, которые ещё совсем недавно вместе работали над роскошным интерьерами кинотеатра «Сплендид Палас» (сегодня «Рига»). Но тем не менее, кафе было лишино роскоши ресторана и оттого атмосфера здесь была самая непринуждённая. Весь зал заполняли маленькие столики и деревянные стулья, в конце одного из залов находилась небольшая сцена, где выступал специально ангажированный оркестр под руководством Бруно Чунчина.


Оркестр Бруно Чунчина


В своих мемуарах рижанин Б. Ламейс вспоминал, как до обеда здесь начиналось столпотворение. После закрытия биржи все её участники устремлялись сюда – здесь они продолжали торговаться, ругаться и травить анекдоты. «Всё было так же, как на бирже. Здесь стоял столик для торговцев лесом, столик евреев, торговавших кожей, столик для маклеров. Столики и все проходы между ними заполнены людьми, и лишь один столик в угловой комнате у окна с видом на бульвар всегда пустовал, до тех пор, пока не приходила пресса.[...] Вечно зарезервированный для иностранной прессы столик являлся своеобразным объектом повышенного интереса посетителей кафе».
А вот после обеда «Кафе Опера» превращалась в место встречи элегантного общества Риги, которое проводило здесь неспешные послеполуденные часы за чашкой кофе и пирожными. Сюда приходили и представители столичной богемы-писатели: Карлис Скалбе, Янис Акуратерс, Пвилс Розитис, художники Роман Сута, Александра Бельцова, Сигизмунд Видберг и Никлавс Струнке. Здесь стояла особая, творческая атмосфера. Сколько замечательных стихов, картин и произведений родились в этих стенах. Но люди искусства приходили сюда и в поисках работы, ведь у «Отто Шварца» всегда хватало богатых клиентов, и кто знает, сколько заказов здесь получили нынешние мэтры латвийской литературы и живописи!
Что интересно, кафе вскоре получило неофициальное название «Шварцитис», как бы намекая на то, что это меньшой брат известного ресторана. Владелец у них был один, и над входом в оперное кафе тоже висела вывеска «Хр. Юргенсон – Отто Шварц». Кафе быстро набирало популярность и, как ехидно замечала местная пресса, вскоре вытеснило многих других рестораторов с рижского рынка. Юргенсоны задавали тон не только среди ресторанов, но теперь и среди кафе. Ходила даже такая поговорка: «Кто не был в «Отто Шварц», тот не был в Риге.



Интерьер кафе "Опера"

Но и этим дело не ограничилось. На первом этаже, под помещениями оперного кафе слева от главного входа расположился магазин деликатесов, а справа от главного входа открылась кондитерская «Отто Шварц». Казалось бы, кондитерских в Риге существовало уже предостаточно, но у фирмы Юргенсона была слава отменного ресторатора и виноторговца. Поэтому продукция под маркой «Ch. Jürgenson – Otto Schwarz» сразу же заняла ведущее место на рижском, а затем и латвийском рынке. Особенно славилась кондитерская своими тортами, которые выполнялись на заказ. Одними из самых оригинальных упомянем торт в виде тротуара с колонной для объявлений и сладкая копия здания, где расположились помещения ресторана и кондитерской, выполненная к открытию заведения.
В 1928 году империю ресторанов и магазинов постигла серьёзная потеря: 2 апреля умер Кристиан Юргенсон. Он не мыслил себя без работы, и это послужило причиной его ранней смерти. Рассказывают, что в день своей смерти он пришёл с обязательного закупочного рейса по рижскому рынку и сказал: «Эта утренняя прогулка для меня лучший и любимейший моцион!». Ему было только 66 лет.


Жизнь четвёртая. Снова в «Риме»

В самом начале 1930-х годов империю Юргенсонов с позиций несколько потеснило легендарное кабаре «Альгамбра», но Дора Юргенсон, вставшая после смерти мужа у руля акционерного общества «Ch. Jürgenson – Otto Schwarz», не спешила сдаваться! Под её руководством филиалы «Отто Шварц» открылись в Юрмале на улице Йомас и в городской гостинице в Лиепае. В Риге же в её руки перешла лучшая гостиница в Риге – «Рим». Всего же на предприятиях фирмы работало в конце 1920-х годов около 300 рабочих, а к концу 1930-х уже более 700 человек.

В 1932 году старые помещения ресторана «Отто Шварц» на углу бульвара Бастея и Калькю закрылись, руководство объявило, что ресторан переезжает в помещения гостиницы «Рим». Здесь было, где развернуться! В гостинице до этого работали сразу два ресторана: собственно гостиничный, а в подвале т.н. «Римский погреб». Помещения на первом этаже ресторана отделали заново по проектам профессора академика Эйжена Лаубе. Здесь всё оформлено достаточно скромно. Памятуя о прошлом ресторана, Лаубе оформил интерьер, смешав элементы неоренессанса и классицизма, и удачно скомбинировал их с национальными латышскими элементами. Особой роскошью отличался так называемый купольный зал. Здесь находилась сцена, где выступали лучшие музыканты города. Залы ресторана наполнили светом, и атмосфера старого «Отто Шварца» легко перепорхнула на новое место. А вот в помещениях старого кафе на бульваре Бастея открылась «самое современное кафе Риги» под названием «Мона». Ну а ресторан «Отто Шварц» расположился и в подвальных помещениях гостиницы «Рим». На месте старого «Римского погреба» началась иная жизнь.

Вспоминает многолетний работник гостиницы «Рим» А. Барис: «Ресторан в подвале представлял собой настоящий лабиринт комнат. С первым этажом комнаты соединялись широкой лестницей. Вход находился со стороны улицы Театра. Сначала вы попадали в буфетную. Здесь стояли столики с массивными креслами и длинная барная стойка, в небольшой нише у входа была настоящая решётка для жарки, где шеф-повар каждый вечер жарил прямо на открытом огне мясо диких животных». Затем шла охотничья комната, где по стенам развешены охотничьи трофеи и ружья, потом шла рыцарская комната с доспехами, латышская комната, келья монаха и голландская комната. А ещё были бастионная комната, устроенная в память о старом помещении ресторана, она напоминала интерьеры довоенного «Отто Шварц» на бульваре Бастея, беседка для влюблённых, «Трамвай» – небольшой коридор с деревянными стульями действительно напоминал вагон трамвая, два кабинета и у самого выхода на улицу Вальню –
«комната с мартышками». Последняя являлась изюминкой ресторана, сюда приглашали самых почётных гостей ресторана.
Особо следует отметить богатый ассортимент ресторана «Отто Шварц». Чего здесь только не было! Одних бутербродов в меню - более 20: от простенького «с огурцом или редиской» или бутербродов с икрой или крабами до специальности ресторана «Иллюстрированный бутерброд Отто Шварц». На то, чтобы перечислить все предлагаемые рестораном блюда, уйдёт наверняка не одна страница, ведь горячих, рыбных, мясных, вегетарианских блюд, супов, закусок и десертов в меню можно найти как минимум по десять наименований каждого. Каждый день предлагались и т.н «дежурные блюда», которые каждый день были разными. Причём кухня ресторана достаточно интернациональна: от русских борщей и Строгонова из раковых шеек до кавказских шашлыков и телячьих почек, от Даугавского лосося (интересно, где теперь эта рыбка?!) до мяса дикого кабана или тетерева. В этом ресторане было всё! И при всём этом изобилии в меню обязательно указывалось: «ресторан охотно прислушивается ко всем пожеланиям гостя».

В 1930-х годах на обложке меню ресторана печатали карту Латвии, на которой было изображено, какие продукты поставляются ресторану и из каких регионов. Так, сахар поставлялся из Лиепаи, Елгавы и Екабпилса, а солёные огурцы, например, из Даугавпилса. Молоко привозили из Видземе, яблоки из Латгалии, Земгале снабжало ресторан грибами, а Курземе картошкой и даже виноградом. С побережья привозили рыбу, а из юрмальского местечка Асари вкусную клубнику.



Обложка меню ресторана


В конце 1937 годов дела пошли уже не так хорошо. Больших вложений потребовало переоборудование помещений оперного кафе. Они стали несколько проще и приобрели черты стиля Арт Деко. В ресторане «Отто Шварц» по проекту художника Романа Суты перестроили большой зал. Его жена Александра Бельцова рассказывала искусствоведу Вите Банге, что художник оформил стены прекрасными фресками, а капители колонн украсил театральными масками. Жаль, но до наших дней не сохранилось даже фотографий того периода.


Интерьер кафе "Опера", 1937 г.


Владелицу империи «Ch. Jürgenson – Otto Schwarz» Дору Шварц судьба пощадила. Она умерла в самом начале 1940 года, и ей не пришлось смотреть, как рушится построенная ею империя...

Жизнь пятая. Жизнь после смерти

С началом войны рестораны и гостиница прекратили свою деятельность. Во время Второй мировой войны, в июле 1941 года, квартал, примыкавший к Национальной опере, сильно пострадал от обстрелов и пожаров, были разрушены практически все здания, формировавшие квартал между улицами Калькю, Вальню, Театра и бульваром Аспазияс. Погибли гостиница «Рим», два прилегающих к ней здания и здание оперного кафе. Исключением стал лишь бывший дом семьи Гроссвальд. Интересно, но это здание делит весь квартал пополам и имеет фасад и по улице Вальню, в то время как все строения, которые находились с обеих сторон здания, погибли. Да, бывает, что и здание рождается в рубашке!

На месте гостиницы «Рим» поднялись корпуса другой гостиницы – «Рига», место оперного кафе пустовало, здесь со временем открыли летний ресторан «Птичий сад», а вот в старых помещениях ресторана «Отто Шварц» открылось памятное многим кафе «Луна». Сейчас здесь законодатель современного общепита – ресторан «Макдональдс». Так ресторанная жизнь продолжалась в старых стенах и дальше, а легенды о роскошных ресторанах «Отто Шварца» продолжали жить в умах и памяти рижан.
В 1987 году по проекту архитектора Вецумниекса началось строительство нового здания на участке между улицами Вальню, Калькю и бульвара Аспазияс. Строительство затянулось до 1992 года, а когда здание достроили, то здесь расположилась первая пятизвёздочная гостиница Риги. И назвали её «Отель де Роме» в память о самой роскошной гостинице города. И вместе с гостиницей открылся и новый ресторан под названием «Отто Шварц». Теперь он находится на верхнем этаже гостиницы и мало кто из рижан туда заглядывает. Жаль, что этот ресторан так и не стал визитной карточкой Риги, как это задумывалось его создателями, и не повторил яркую судьбу своего знаменитого предшественника...


Примечания
Пардаугава или Задвинье — общее традиционное наименование рижской территории левобережья Даугавы
(Западной Двины).
Люфтва́ффе (нем. Luftwaffe — воздушные силы) — название германских военно-воздушных сил в составах Рейхсвера,
Вермахта иБундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933—1945).


© http://rigacv.lv/articles/otto_schwarz
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz