Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 12:57

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Истории с географией » Рижские адреса и встречи Петра ЛЕЩЕНКО (У истоков пластиночной эры певца был Анатолий ЮНОША. РИГА)
Рижские адреса и встречи Петра ЛЕЩЕНКО
GeorgoДата: Пятница, 30.05.2014, 14:47 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
АНАТОЛИЙ ЮНОША
И ПЕРВЫЕ ПЛАСТИНКИ
ПЕТРА ЛЕЩЕНКО.


Имя Анатолия Юноши упоминается в биографии Петра Лещенко мимоходом, но именно он один из тех, благодаря которым пластиночная эра легендарного певца так удачно стартовала.
Из книги Веры Лещенко "Последнее танго": "В 1931 году по рекомендации хозяина рижского нотного магазина по фамилии Юноша ты заключил контракт с владельцем германской фирмы «Parlophon» господином Линдстремом на выпуск пяти дисков. Глубокой осенью 1931 года ты выехал в Берлин, где в течение десяти дней записал с оркестром Отто Добрина «Две гитары» в собственной аранжировке, другие известные цыганские песни и романсы: «Хорош мальчик уродился», «Прощай, мой табор», «Мы с тобой цыгане», «Сегодня буду день последний ждать» и другие. Была записана и твоя коронная «Бессарабянка» - тогда она называлась «От Бессарабии до Риги» - на мотив молдавской народной песни"...
Из протокола допроса заключенного Петра Лещенко: "...Хозяин нотного магазина в Риге по фамилии Юноша предложил мне поехать в Берлин для напева нескольких песен и записи их на граммофонные пластинки фирмы "Парлофон"...
Пожалуй, это вся информация о человеке, который, как и Оскар Строк, был фигурой в биографии Петра Лещенко, не менее знаковой. Мы хотим восполнить этот пробел и поведать об Анатолии Павловиче Юноше, еще об одной жертве, перемолотой жерновами сталинского бесправия.


Junoša Anatolijs Pāvela 1896 Batumi, Gruzija Rīga krievs 1940.10.16 1941.08.29 KPFSR KK 58-4, 58-10-1, 84 28441
Юноша Анатолий Павлович родился в 1896 году в Батуми, Грузия. Жил в Риге. Арестован и осужден 9 октября 1940 года, расстрелян 29 августа 1941 года. Приговорен к расстрелу по ст.ст. 58-4, 58-10-1, 84. Дело №28441


Владельца "нотного магазина" с Петром Лещенко связывали годы дружбы. Их жизненные пути пересеклись в старой Риге. Возможно, все началось с рижского кафе "А.Т.", где Пётр Лещенко начал выступать в начале 1930 года. А может, они познакомились на одном из музыкальных вечеров, которые устраивались в доме Марка Марьяновского. Так ли это теперь важно. В 30-е годы появление Петра Лещенко в музыкальном мире Риги не заметить было нельзя. Не прошло это открытие и мимо Анатолия Юноши. Он и стал инициатором своего знакомства с Петром Лещенко. После недолгого общения Анатолий Юноша предложил Петру Лещенко сделать записи на пластинки на берлинской фирме "Парлофон". Он стал не только посредником между певцом и администрацией фирмы, но и финансировал поездку Петра Лещенко в Берлин осенью 1931 года. Поездка эта увенчалась выпуском первых грампластинок с десятью песнями певца.

Parlophon

Берлин. Осень, 1931 год

5 п л а с т и н о к


• B 23057 Cегодня буду день последний ждать 87236
// От Бессарабии до Риги 87244




• B 23058 Мы с тобой цыгане 87237
// Прощай, мой табор 87238

• В 23059 Веселись, душа 87239
// Хорош мальчик уродился 87245

• В 23060 Все лгут цыгане 87240
// Две гитары 87242

• В 23061 Станочек 87241
// Мальчишка 87243


О торговой компании "Юноша и Файерабенд" повествует представленное ниже эссе.

ИЛЬЯ ДИМЕНШТЕЙН

Музыкальный магазин на Смилшу



Одним из самых известных музыкальных магазинов города до войны был Rigas muzikas nams. Он находился на респектабельной улице Смилшу и занимал два этажа. В этом магазине часто бывал старожил города Анатолий Георгиевич. Хозяева магазина состояли в родстве с его родителями. На вывеске было написано название фирмы — «Юноша и Фейерабенд». Анатолий Павлович Юноша был русским, его компаньон — немцем.
«Юноша переехал в Ригу из Москвы в середине 1920–х, — вспоминает старый рижанин. — Латвию выбрал по той причине, что отсюда были корни его жены — латышки Августы Карловны».
Мой собеседник, в 1933–м поступивший в 1–ю городскую гимназию, часто бывал в «Музыкальном доме». На первом этаже продавались пластинки, балалайки, гитары, выше — пианино, рояли, граммофоны и патефоны. Продавцами были исключительно мужчины. Юноша с супругой и жили в этом доме на втором этаже.




Большая часть «звонкой» продукции приезжала из Германии — фирма представляла на нашем рынке изделия немецких компаний «Парлафона», «Одеона», «Бека». Перед тем как купить пластинки, их прослушивали — для этого были специальные кабинки. Наш читатель пластинки не покупал — владельцы магазина дарили их, когда заходили в гости к его родителям. Особенно любили домашние танцевальные пластинки. Дома пластинки слушали на большом самодельном аппарате высотой метр, сконструированном отцом моего собеседника. Было там и радио. Когда в Ригу приехал эмигрантский казачий хор под управлением Жарова, концерт из Национальной оперы транслировали по радио. Анатолий Георгиевич слушал его с родителями.

В 1930–е в «Ригас музикас намс» появились пластинки только что открытой рижской фирмы «Беллакорд — Электро». Юноша был среди акционеров этого предприятия. В 1939–м на одного из компаньонов стало меньше — Фейерабенд уехал в Германию. А в 1941–м не стало и Юноши — сотрудники НКВД его арестовали и вскоре расстреляли.


Депортация латышей, июнь 1941 года. Фото: wikipedia.org

Не прошел стороной 1941 год и для моего собеседника. В июне 1941–го семью арестовали. Отца, офицера русской армии, подполковника кавалерии, окончившего в Петербурге Академию Генерального штаба, награжденного в годы Первой мировой двумя орденами Св. Георгия, выслали в Соликамск, где он через год умер. Анатолий Георгиевич с матерью оказались в Сибири. В Ригу он возвратился спустя 18 лет. Несмотря на девятый десяток, он и сегодня бодр, хотя в Старую Ригу выбирается нечасто.
- «А дом на Смилшу, где я гимназистом слушал пластинки, сохранился. Вот только адрес точно не помню», — говорит свидетель довоенной жизни.
 
VlaDeminДата: Суббота, 31.05.2014, 18:07 | Сообщение # 2
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 126
Статус: Offline
Уважаемый, Георгий!
Просветили, очень ценный материал опубликовали. Спасибо Вам, балуете своими открытиями. Здоровья Вам и терпения в поисках. Ваш ВВД
 
GeorgoДата: Вторник, 03.06.2014, 23:04 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
Уважаемый Владимир Васильевич!
Спасибо за отзыв и добрые слова. Материал этот, действительно, интересный.
Это заслуга неутомимого Ильи Дименштейна, известного рижского журналиста, писателя-краеведа и коллекционера старинных открыток. Непревзойдённый знаток истории Риги. Но в его статьях и упоминаниях о рижском периоде жизни Петра Лещенко много огрехов. Он черпает сведения, в основном, из воспоминаний Константина Сокольского, в которых прослеживается необъективность по отношению к "бессарабскому соловью". Мировая слава Петра Лещенко у многих его коллег вызывала зависть. Одна из таких неточностей, заимствованная у Сокольского, касалась взаимоотношений Петра Лещенко и Анатолия Юноши: "...Зина была беременна, и Петр, оставшись в некоторой степени без работы, стал искать возможности использовать свои голосовые данные и поэтому явился к дирекции рижского музыкального дома "Юноша и Фейерабенд" (это фамилии директоров фирмы), которая представляла интересы немецкой граммофонной фирмы "Парлофон" и предложил свои услуги как певец...
...Дирекция восприняла визит Лещенко равнодушно, заявив, что они такого певца не знают. После неоднократных посещений Петром этой фирмы они договорились, что Лещенко за свой счет поедет в Германию и на "Парлофоне" напоет десять пробных песен, что Петр и сделал".
Это неправда, точнее, в этом заявлении, кроме имен и названий фирм, ни слова правды. Кстати, необходимо добавить, что у Сокольского в мемуарах есть ещё одно упоминание, связанное с фирмой "Junoša un Feierabend" и также вводящее читателей в заблуждение: "...Впоследствии, кажется в 1933 году, фирма "Юноша и Фейерабенд" в Риге основала свою студию грамзаписи под названием "Бонофон", на которой я, в 1934 году, после первого возвращения из-за границы, впервые напел "Сердце", "Ха-ча-ча", "Шарабан-яблочко", и шуточную песенку "Антошка на гармошке".
Да, действительно Сокольский в 1934 году записывался на "Бонофоне", но эта фирма звукозаписи к фирме "Юноша и Фейерабенд" отношения не имела и принадлежала некой Анне Веменс и её компаньону Янису Вестурсу (Anna Vēmens и Jānis Viesturs, Matīsa iela 57, Riga.)
К материалу могу добавить, что адрес фирмы "Юноша и Фейерабенд" -ул. Smilšu 22.- не менялся от конца 20-х годов (например,упоминался в адресном справочнике за 1928г.). У Фейерабенда имя было - Альберт. Анатолий Павлович Юноша в начале 40-го года переселился в новую квартиру на ул. Lazaretes 2/4. В первый период аннексии Латвии Советским Союзом магазин "Рижский музыкальный дом" продолжал существовать без владельцев, и вероятно, был вскоре национализирован.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Истории с географией » Рижские адреса и встречи Петра ЛЕЩЕНКО (У истоков пластиночной эры певца был Анатолий ЮНОША. РИГА)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz