|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
29.11.2024, 15:33 |
"БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ.
|
|
Georgo | Дата: Воскресенье, 12.12.2010, 00:56 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
|
"БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ. "ВЕСТИ СЕГОДНЯ"
АВТОР: Илья Дименштейн
Июль 2007 года
До войны в Европе были хорошо известны пластинки, выпущенные на рижской фабрике "Беллакорд — Электро". Здесь записывались Вертинский, Плевицкая, Лещенко, отсюда уходили в "большое плаванье" танго Строка. "Беллакорд — Электро" основали в 1931 году, однако история грамзаписи в Риге восходит к началу XX века. В 1902 году у нас открылась первая в Россия фабрика граммофонных пластинок. Это было одно из подразделений известной в Европе английской компании "Граммофон". Рижское название звучало романтично — "Пишущий Амур". У Вяльцевой, Паниной и других звезд российской эстрады появилась возможность записываться на родине, у россиян — покупать отечественные пластинки. Выпускали в Риге и граммофоны — в Тольяттинском краеведческом музее хранится аппарат, выпущенный в Риге в 1902 году. Напольный граммофон купили на Нижегородской ярмарке (и туда поступала продукция) за огромные по тем временам деньги — 700 рублей!
Рижский период "Пишущего Амура" завершился в 1914 году. С началом Первой мировой предприятие эвакуировали в Москву — и уже там открылась фабрика под таким названием. Вновь выпускать в Риге пластинки начали спустя 17 лет — в 1931–м. Уже на новом предприятии — "Беллакорд — Электро". Сведения об истории этого предприятия я нашел в воспоминаниях его основателя Хелмара Рудзитиса. Написал он их в эмиграции в Америке в 1984 году.
Хелмар Рудзитис, 1930 год
В 1920–е имя Рудзитиса гремело по стране — он был владельцем крупнейшего в Латвии книжного издательства "Грамату драугс". Позднее неожиданно решил заняться новым делом. В 1931–м на огонек к издателю зашел известный латышский оперный певец, вернувшийся с гастролей по Германии.
Рассказал, что там же записался на грампластинки. "А почему бы в Латвии не начать выпуск грампластинок? — предложил он приятелю. — В Германии есть люди, готовые помочь".
Помещения для будущего предприятия купили быстро — на улице Калнциема, 40. Сложнее было с современным оборудованием. В конце концов его купили в Германии.
"Придумали и название — "Беллакорд — Электро", — рассказывает Рудзитис.— Первое слово означало, что звучание пластинок будет великолепным, второе — что выпущены они на электронном оборудовании".
Однако вначале пластинкам было далеко до совершенства. Скрипели, пищали. Рудзитис сменил не одного инженера, пока не получилось то, что он задумывал. В 1934 году на выставке в Стокгольме были представлены и латвийские пластинки. "А не могли бы вы поставить что–нибудь?" — попросил принц Густав Алберт, оказавшийся среди посетителей. "Великолепно", — сказал он после прослушивания и пожал Рудзитису руку. "Я ее неделю не мыл", — говорит глава фабрики.
Качество рижских пластинок было отмечено и два года спустя на выставке в Брюсселе. Там предприниматель из Латвии познакомился с известным исполнителем цыганских романсов, эмигрантом из России Морфесси. Всю ночь они просидели в ресторане.
На "Беллакорде" в основном тиражировали танцевальную музыку. Она в то время пользовалась самым большим спросом. Что касается песен, то в начале ориентировались на латышскую аудиторию — записывали национальных исполнителей. Позднее Рудзитис познакомился с Петром Лещенко и предложил записаться на "Беллакорде".
Успех был колоссальный. Пластинки с записями певца вскоре зазвучали по всему миру: в Бухаресте, Берлине, Париже, Нью–Йорке, Шанхае. Специалисты отмечали особо "фоногеничный голос", а завистники стали называть Лещенко "пластиночным певцом".
Популярность пришла не только к нему. Знаменитыми стали и авторы его песен: Оскар Строк, Марк Марьяновский (последний, тоже наш земляк, написавший "Марфушу", "Татьяну", "Кавказ" и другие мелодии, погиб в 1944–м в концлагере Бухенвальд).
Жизнь старого "Беллакорд — Электро" не закончилась и после войны. В советское время на этом предприятии уже под другим названием (Рижская фабрика грампластинок, потом — "Мелодия") вновь выпускали пластинки. Их знали во всей стране — это была одна из лучших пластиночных фабрик в Советском Союзе.
А Хелмар Рудзитис в 1944–м покинул родину. В конце концов осел в США, где и написал воспоминания. В них много язвительных и не всегда справедливых оценок советской Латвии, но понять автора можно — он потерял фабрику.
…Не так давно на улице Калнциема отреставрировали деревянные дома. "Наша визитная карточка", — говорят чиновники. А может, не это визитка города на Калнциема? "Беллакорд — Электро" — вот здание, которое надо показывать гостям. Пока там даже нет мемориальной доски.
|
|
| |
MacFinder | Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 11:16 | Сообщение # 2 |
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Добрый день.
Уточнение, Вертинский на "Беллакорд - Электро" не записывался.
Сообщение отредактировал MacFinder - Воскресенье, 18.11.2012, 23:21 |
|
| |
Olga777 | Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 12:37 | Сообщение # 3 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| MacFinder, и вам доброго дня! Благодарим за уточнение. Мы передадим его автору заметки Илье Дименштейну. На Беллакорде, возможно, Вертинский не записывался, но рижский завод пластинки с его записями выпускал. Не так ли?
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
MacFinder | Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 23:27 | Сообщение # 4 |
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Да, вот эта пластинка выпущена на Рижском заводе, но матрица была записана в 1944-м году в Москве, когда Вертинский вернулся в СССР.
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10974 http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10975
|
|
| |
Olga777 | Дата: Понедельник, 19.11.2012, 00:28 | Сообщение # 5 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| MacFinder! Спасибо. Приятно было увидеть ваши ссылки на russian-records, ведь я решила проверить свое предположение и тоже... пошла к Юрию Берникову. А куда еще идти за правдой?! Спасибо! И вам спасибо за коммент, и russian-records за то, что, когда есть вопросы, мы знаем, куда идти. Место встречи изменить НЕЛЬЗЯ - http://www.russian-records.com/
А вот те самые этикетки рижского завода из коллекции Марии, о которых пишет MacFinder:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10975 Министерство культуры СССР RIGAS SKANUPLASU FABRIKA Рижский завод Г/11883 ГОСТ 5289-50/третий кл. МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА муз. А. Вертинского, сл. Н.Грушко и А. Вертинского А.Н. ВЕРТИНСКИЙ М.Б. Брохес (ф-но) Оригинальная матрица: Апрелевский завод: 11883 Место и дата записи: Москва / 21...26-01-1944
Министерство культуры СССР RIGAS SKANUPLASU FABRIKA Рижский завод Г/11877 ГОСТ 5289-50/третий кл. КУСТ РАКИТОВЫЙ муз. А.Вертинского, сл. П. Шубина А.Н.ВЕРТИНСКИЙ М.Б.Брохес (ф-но) Оригинальная матрица: Грампласттрест 11877 Место и дата записи: Москва / 21...26-01-1944
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |
|