Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 29.11.2024, 15:33

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Georgo  
"БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ.
GeorgoДата: Воскресенье, 12.12.2010, 00:56 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline


"БЕЛЛАКОРД — ЭЛЕКТРО" - ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ЗВУЧАНИЕ.
"ВЕСТИ СЕГОДНЯ"


АВТОР: Илья Дименштейн

Июль 2007 года

До войны в Европе были хорошо известны пластинки, выпущенные на рижской фабрике "Беллакорд — Электро". Здесь записывались Вертинский, Плевицкая, Лещенко, отсюда уходили в "большое плаванье" танго Строка. "Беллакорд — Электро" основали в 1931 году, однако история грамзаписи в Риге восходит к началу XX века. В 1902 году у нас открылась первая в Россия фабрика граммофонных пластинок. Это было одно из подразделений известной в Европе английской компании "Граммофон". Рижское название звучало романтично — "Пишущий Амур". У Вяльцевой, Паниной и других звезд российской эстрады появилась возможность записываться на родине, у россиян — покупать отечественные пластинки. Выпускали в Риге и граммофоны — в Тольяттинском краеведческом музее хранится аппарат, выпущенный в Риге в 1902 году. Напольный граммофон купили на Нижегородской ярмарке (и туда поступала продукция) за огромные по тем временам деньги — 700 рублей!

Рижский период "Пишущего Амура" завершился в 1914 году. С началом Первой мировой предприятие эвакуировали в Москву — и уже там открылась фабрика под таким названием. Вновь выпускать в Риге пластинки начали спустя 17 лет — в 1931–м. Уже на новом предприятии — "Беллакорд — Электро". Сведения об истории этого предприятия я нашел в воспоминаниях его основателя Хелмара Рудзитиса. Написал он их в эмиграции в Америке в 1984 году.



Хелмар Рудзитис, 1930 год

В 1920–е имя Рудзитиса гремело по стране — он был владельцем крупнейшего в Латвии книжного издательства "Грамату драугс". Позднее неожиданно решил заняться новым делом. В 1931–м на огонек к издателю зашел известный латышский оперный певец, вернувшийся с гастролей по Германии.

Рассказал, что там же записался на грампластинки. "А почему бы в Латвии не начать выпуск грампластинок? — предложил он приятелю. — В Германии есть люди, готовые помочь".

Помещения для будущего предприятия купили быстро — на улице Калнциема, 40. Сложнее было с современным оборудованием. В конце концов его купили в Германии.

"Придумали и название — "Беллакорд — Электро", — рассказывает Рудзитис.— Первое слово означало, что звучание пластинок будет великолепным, второе — что выпущены они на электронном оборудовании".

Однако вначале пластинкам было далеко до совершенства. Скрипели, пищали. Рудзитис сменил не одного инженера, пока не получилось то, что он задумывал. В 1934 году на выставке в Стокгольме были представлены и латвийские пластинки. "А не могли бы вы поставить что–нибудь?" — попросил принц Густав Алберт, оказавшийся среди посетителей. "Великолепно", — сказал он после прослушивания и пожал Рудзитису руку. "Я ее неделю не мыл", — говорит глава фабрики.

Качество рижских пластинок было отмечено и два года спустя на выставке в Брюсселе. Там предприниматель из Латвии познакомился с известным исполнителем цыганских романсов, эмигрантом из России Морфесси. Всю ночь они просидели в ресторане.

На "Беллакорде" в основном тиражировали танцевальную музыку. Она в то время пользовалась самым большим спросом. Что касается песен, то в начале ориентировались на латышскую аудиторию — записывали национальных исполнителей. Позднее Рудзитис познакомился с Петром Лещенко и предложил записаться на "Беллакорде".

Успех был колоссальный. Пластинки с записями певца вскоре зазвучали по всему миру: в Бухаресте, Берлине, Париже, Нью–Йорке, Шанхае. Специалисты отмечали особо "фоногеничный голос", а завистники стали называть Лещенко "пластиночным певцом".

Популярность пришла не только к нему. Знаменитыми стали и авторы его песен: Оскар Строк, Марк Марьяновский (последний, тоже наш земляк, написавший "Марфушу", "Татьяну", "Кавказ" и другие мелодии, погиб в 1944–м в концлагере Бухенвальд).

Жизнь старого "Беллакорд — Электро" не закончилась и после войны. В советское время на этом предприятии уже под другим названием (Рижская фабрика грампластинок, потом — "Мелодия") вновь выпускали пластинки. Их знали во всей стране — это была одна из лучших пластиночных фабрик в Советском Союзе.

А Хелмар Рудзитис в 1944–м покинул родину. В конце концов осел в США, где и написал воспоминания. В них много язвительных и не всегда справедливых оценок советской Латвии, но понять автора можно — он потерял фабрику.

…Не так давно на улице Калнциема отреставрировали деревянные дома. "Наша визитная карточка", — говорят чиновники. А может, не это визитка города на Калнциема? "Беллакорд — Электро" — вот здание, которое надо показывать гостям. Пока там даже нет мемориальной доски.
 
MacFinderДата: Воскресенье, 18.11.2012, 11:16 | Сообщение # 2
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Добрый день.

Уточнение, Вертинский на "Беллакорд - Электро" не записывался.


Сообщение отредактировал MacFinder - Воскресенье, 18.11.2012, 23:21
 
Olga777Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 12:37 | Сообщение # 3
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
MacFinder, и вам доброго дня!
Благодарим за уточнение. Мы передадим его автору заметки Илье Дименштейну. На Беллакорде, возможно, Вертинский не записывался, но рижский завод пластинки с его записями выпускал. Не так ли?


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
MacFinderДата: Воскресенье, 18.11.2012, 23:27 | Сообщение # 4
Зритель
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Да, вот эта пластинка выпущена на Рижском заводе, но матрица была записана в 1944-м году в Москве, когда Вертинский вернулся в СССР.

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10974
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10975
 
Olga777Дата: Понедельник, 19.11.2012, 00:28 | Сообщение # 5
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
MacFinder! Спасибо.
Приятно было увидеть ваши ссылки на russian-records, ведь я решила проверить свое предположение и тоже... пошла к Юрию Берникову. А куда еще идти за правдой?! Спасибо! И вам спасибо за коммент, и russian-records за то, что, когда есть вопросы, мы знаем, куда идти.
Место встречи изменить НЕЛЬЗЯ - http://www.russian-records.com/

А вот те самые этикетки рижского завода из коллекции Марии, о которых пишет MacFinder:



http://www.russian-records.com/details.php?image_id=10975
Министерство культуры СССР
RIGAS SKANUPLASU FABRIKA
Рижский завод
Г/11883 ГОСТ 5289-50/третий кл.
МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА
муз. А. Вертинского,
сл. Н.Грушко и А. Вертинского
А.Н. ВЕРТИНСКИЙ
М.Б. Брохес (ф-но)

Оригинальная матрица: Апрелевский завод: 11883
Место и дата записи: Москва / 21...26-01-1944



Министерство культуры СССР
RIGAS SKANUPLASU FABRIKA
Рижский завод
Г/11877 ГОСТ 5289-50/третий кл.
КУСТ РАКИТОВЫЙ
муз. А.Вертинского,
сл. П. Шубина
А.Н.ВЕРТИНСКИЙ
М.Б.Брохес (ф-но)
Оригинальная матрица: Грампласттрест 11877
Место и дата записи: Москва / 21...26-01-1944


Не случайны на земле две дороги - та и эта.
Та натруживает ноги, эта душу бередит.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2024
Сайт создан в системе uCoz