Georgo | Дата: Понедельник, 13.05.2013, 12:33 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 388
Статус: Offline
| ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФОНОГРАФИИ
Вместе с любителем ретро праздника продолжим наше знакомство с музеем в Апрелевке. Фоторепортаж первой части удачно дополнили воспоминания Александра Молля. Его отцу и деду удалось создать крепкую империю грампластинок. Начало было положено отличное. Советский период в развитии российской фонографии ознаменовался, как политическими, так и экономическими репрессиями. Многие имена исполнителей по политическим соображениям оказались под запретом, и это создало прекрасную почву для появления подпольных студий, серьезных конкурентов "Апрелевки". Названия фабрики грампластинок менялись, но успешности и самостоятельности, которые были при династии Моллей, достичь не удавалось. Причины назывались разные, но от истины они были далеки. Скажем, отсутствие "граммофонной массы". Господину Моллю ее не только хватало, но в его бытность, "Апрелевка" еще и за рубеж поставляла это сырье. Но учиться у предшественника никто не хотел, придумывали методы решения этой проблемы, которые были сродни варварским. Иначе, как экономическими репрессиями их не назовешь. Создавали искусственно дефицит: на пластинках, пользующихся спросом, ставили штампы "Продаже не подлежит". Те, кто желал приобрести "дефицит", должны были сдать битые и старые пластинки. К сожалению, об этом в фоторепортаже не сказано. Хочу ещё напомнить автору, что и до, по его определению, "зверского ельцинизма", глупостей хватало. Более зверского времени, чем сталинизм, который уничтожил всех, всё и вся и породил швондеров и шариковых, не было. Власть сознательно держит при себе исполнителей, которым думать или нечем, или лень, вот они и генерируют идеи, о которых тошно вспоминать. Мы обязательно в ближайшее время разместим материал на эту тему. Также расскажем о других крупных фирмах грамзаписи. Хотелось бы расширить информацию о нынешнем хозяине "Апрелевки" - коллекционере Борисе Чухонцеве. Вот, что пишет о нем, Людмила Киселева, председатель Апрелевского краеведческого общества: "В Апрелевке во Дворце культуры был музей Апрелевского завода грампластинок: огромные стенды, витрины, фотографии, фамильный герб семьи Молей, основателей завода. Завода, который был градообразующим предприятием, славой и гордостью Апрелевки! В 2006 году в связи с ремонтом здания по решению Совета депутатов музейную коллекцию передали в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей, где она и сейчас хранится. Ветераны завода с болью встретили это решение, назвав его неправильным и ошибочным. В августе 2007 года предприниматель Б.В. Чухонцев в историческом здании заводоуправления открыл свой частный Музей истории Апрелевского завода грампластинок, который имеет и второе название — «Музей забытых людей и вещей». В Музее – подлинные граммофоны и патефоны, уникальные пластинки, необычные исторические экспонаты! Журналисты газет «МК», «Основа», «ЕНП», телеканалов «ОРТ», «Культура», «Мир», «РТВ Подмосковье» отмечали богатство и уникальный характер музейной коллекции и… благоговейное отношение создателя музея к славному прошлому АЗГ. Мы славим Б.В. Чухонцева и называем его нашим «Третьяковым» и нашим «Бахрушиным», потому что он нашу историю сохранил для нас!". Вот так и живем, что "имеем не храним, а потерявши" ...начинаем славить, делать героями и награждать тех, кто нам потери возвращает. Из крайности - в крайность. Только это ведь нормальное явление сохранить то, что принадлежит истории твоей страны. Так должно быть! GS (Георгий Сухно)
Пишет Перископ из глубин Тихого океана 2012-01-14 periskop
Апрелевский музей завода грампластинок. Часть 2 - СССР Начало. Часть 1 - Империя
...Продолжаю рассказ об Апрелевском музее. Если в первой части был показ в основном дореволюционных экспонатов, то в этой - эпоха раннего и среднего СССР, примерно до падения Хрущёва. Итак, проследуем за мной, в "советскую" анфиладу музея.↓
Общий план комнаты, выдержанной преимущественно в красном цвете, завершает заводской дедушка Ленин, спасенный когда-то из заброшенного актового зала.↓
Если же повернемся в другую сторону, то увидим вдалеке "застойный" зал с аппаратурой и артефактами времён 60-80-х.↓
Пластинка Утёсова, предположительно вторая половина 50-х, время "спутника". Проигрывалась нам на настоящем патефоне!↓
Перед Ильичом - легендарная "тарелка", громкоговоритель производства конца 1930-х↓
В центре "тарелки" - лейбл НКС (Наркомат Связи СССР).↓
На этажерке - многотомный набор пластинок с полной версией речи Сталина от 25 ноября 1936 г., включая аплодисменты (кои занимают по длительности более одной пластинки из набора, по словам смотрителя).↓
Открываем его... Тут более десятка пластинок, ставить последовательно.↓
Да и вообще, поскольку музей частный, и не подвергается цензуре сверху, то и отражает стиль той эпохи вполне красочно, без изьятий и умолчаний. От многих сохранённых тут артефактов правозащитники бы неистово бились в родимчике, а то и (в пиковом случае) даже отправились бы на свидание к Е. Боннэр.
А мы продолжаем осмотр. Патефон сталинской эры.↓
Рядом с ним - брутальные часы, которые привели меня в восторг своим суровым шестерёночным дизайном.↓
Другой патефон, подороже и импортный. Как конкретно он звучит, вы могли послушать на этом видео, которое я показал ранее.↓
Слева - эталонная матрица, с которой затем тиражировались стандартные пластинки.↓
Почётное место на стене занимает Железный Феликс, председатель ВЧК, ниже которого символически размещён пистолет (марку и аутентичность мои читатели-оружейники, наверное, смогут определить).↓
Левей и ниже Феликса - "приватизационный чек", чубайсоваучер, который выполнен инсталляцией с траурной рамкой. Как вы, полагаю, догадываетесь, к "реформам" 90-х тут имеет место крайне негативное отношение.↓
Стол из заводоуправления, заваленный всякими мелочами, спасёнными с заводских времён. Плюс список директоров завода, за всё время его существования↓
Графин с гранёными стаканами, непременный атрибут партийных и профсоюзных собраний. Стаканы, конечно же, были немедленно мною осмотрены на предмет аутентичности, и определены, что один из них - позднесоветский 14-гранный, со штампом на донышке "14 к.", а вот два других - нечестные, изготовленные после распада Союза, без прямых граней. "Как же так? - в музее надо непременно иметь все правильные стаканы, а не один!" - со вздохом попенял я смотрителю. Он согласился: "Да, недоработка... Со временем поправим".↓
Портреты директоров завода.↓
Посмотрим некоторые фото. Было бы больше времени, я бы переснял побольше.↓
Екатерина Фурцева (третья слева, в платке), министр культуры СССР, на заводском митинге 16 марта 1971 г.↓
Какой-то девайс для изготовления массы, из которой затем штампуют пластинки.↓
Алексей Николаевич также достал из подсобки подшивку заводских газет за 1961 г., некоторые из них я переснял, как сумел. Ниже - фрагменты первых полос.↓
27 апреля 1961.↓
1 июня 1961 г.↓
6 июля 1961 г.↓
На этом фото - комсомольский билет основателя музея и неутомимого собирателя его коллекции - Чухонцева Бориса Владимировича. В миру он в настоящее время владелец сети стоматологических клиник, а музей - это его страсть и хобби. Прямо тут хочу выразить признательность за его колоссальный, но полезный для потомков труд. Если бы не такие подвижники, как он - многое бы пропало, бесследно растворившись в беспощадной пучине времени, и мы бы не увидели живые свидетельства нашей Истории. Музей как полномасштабная коллекция основан 6 лет назад, и сейчас собрано уже довольно много. А сколько всего хранится в подсобках, спасено от забвения и ждёт своего часа!↓
Кассеты, которые завод пробовал выпускать после 1989 г., и вплоть до своей кончины в 1997 г.↓
Теперь - немного техники с "тёплым ламповым звуком".
Радиола "Кама"Подробнее здесь ↓
В этой модели мне очень понравилась шкала настройки волн. Такая милая и уютная.↓
Радиола "Рекорд-60" Подробнее здесь↓
А вот эта лампочка, в центре, светилась мягким зелёным светом, и тонкий яркий лучик в центре её то расширялся, то сужался, следуя за артикуляцией речи. Хорошо помню этот эффект по раннему детству: можно было сидеть рядом на стульчике, и долго следить за волшебным лучиком в центре лампочки.↓
"Балтика-52"(Здесь - уже не радиола, а радиоприемник↓
И его шкала. В центре тоже лампочка, с зелёным волшебным светом!↓
А это уже бусурманский девайс, Telefunken.↓
© periskop
GS. Periskop обещал продолжить тему. Мы обязательно сразу же проинформируем форумчан и гостей нашего сайта. За два опубликованных фоторепортажа автору огромное спасибо!
|
|
| |