Olga777 | Дата: Понедельник, 09.12.2013, 00:08 | Сообщение # 1 |
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 817
Статус: Offline
| ЛЕЩЕНКО И ВЕРТИНСКИЙ
ВЕРТИНСКИЙ И ЛЕЩЕНКО
Отношение Александра Вертинского к Петру Лещенко обсуждалось на нашем сайте. В комментариях приводились воспоминания Александра Галича и мнение на сей счет Веры Лещенко. Одни любят Петра Лещенко, другие Александра Вертинского. Петр Лещенко отзывается спокойно и доброжелательно о коллеге, Александр Вертинский нет. Ну и что? Причины на то могли быть самые разные, стоит ли в них копаться? Они не убавят и не прибавят славы ни одному из этих певцов. Их имена уже вписаны в историю мировой песенной культуры. Я слушаю Вертинского, мне многое нравится в его репертуаре, я преклоняюсь перед его талантом, но манера исполнения Петра Лещенко и его песни мне ближе. Разве это повод сравнивать и рассуждать, кто из них лучше. Они разные и прекрасны каждый сам по себе. И все же есть одно письмо, которое не дает мне покоя. Оно вызывает у меня двойственное чувство. От сочувствия до полного неприятия. Я уже ставила его на наш сайт, но потом убирала. Почему? Во-первых, оно в некоторых источниках приводится с купюрами, но преподносится, как "без сокращений", во-вторых, автор этого письма опускается до коммунальных разборок, что несвойственно должно быть певцу изысканной публики. Была мысль, что кто-то приписывает Александру Вертинскому эти строчки, но потом убедилась, что напротив, те, кто убирают высказывание о "кабацком певце Петре Лещенко", хотят оградить великого Вертинского от неприятных выводов поклонников. Впрочем, не только Петра Лещенко приводит Вертинский, как артиста недостойного его. Упоминаются и Утесов, и Монтан, и Бернес. Но вернулась я к письму, потому что есть еще и в-третьих, нет, это, скорее, во-первых, в письме такой душевный надрыв, обида, разочарование Артиста, вернувшегося на родину. Именно это все же склонило меня поставить письмо на сайт, ведь забвение, на которое обрекали Артиста, вернувшегося на родину, оказывалось порой больнее и морально тяжелее ГУЛАГа. Мы решили дать письмо без купюр и воспользовались вариантом, опубликованным в книгеоб Анастасии Вертинской...
Ярошевская А. Анастасия Вертинская Стиль: Биографические книги Год выпуска: 2013
"ДЛЯ ЭТОГО Я И ВЕРНУЛСЯ НА РОДИНУ..." стр. 22-24
МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ С.В.КАФТАНОВУ 1
«Дорогой Сергей Васильевич!
Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо, то посмотрите на него, как на своего рода «курьез». Лет через 30-40, я уверен в этом, когда меня и мое «творчество» вытащат из «подвалов забвения» и начнут во мне копаться, как копаются сейчас в творчестве таких дилетантов русского романса, как Гурилев, Варламов и Донауров, это письмо, если оно сохранится, будет иметь свое значение и, быть может, позабавит радиослушателей какого-либо тысяча девятьсот... затертого года!
Почему я пишу его? Почему я обращаюсь к Вам? Не знаю. К Вам оно меньше всего надлежит, если говорить официально. Но... я не вижу никого, к кому бы я мог обратиться с моими вопросами, и не верю в человечность, внимательность, чуткость ни одного из ваших «больших» людей, потому что они слишком заняты другими, более важными государственными делами и их секретари никогда не положат на их стол мое письмо и вообще не допустят меня до них. Щадя время, учитывая их занятость и еще потому, что эти большие люди за 13 лет, что я нахожусь в Союзе, ни разу не удосужились меня послушать! Где-то там... наверху все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова, как будто меня нет в стране. Газетчики и журналисты говорят «нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! И очень «есть»! Меня любит народ! (Простите мне эту смелость). 13 лет на меня нельзя достать билета! Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну. Я пел везде - и на Сахалине, и в Средней Азии, и в Заполярье, и в Сибири, и на Урале, и в Донбассе, не говоря уже о центрах. Я заканчиваю уже третью тысячу концертов. В рудниках, на шахтах, где из под земли вылезают черные, пропитанные углем люди, ко мне приходят за кулисы совсем простые рабочие, жмут мне руку и говорят: «Спасибо, что Вы приехали! Мы отдохнули сегодня на Вашем концерте. Вы открыли нам форточку в какой-то иной мир - мир романтики, поэзии, мир, может быть, снов и иллюзий, но это мир, в который стремится душа каждого человека! И которого у нас нет (пока)».
Все это дает мне право думать, что мое творчество, пусть даже и не очень «советское», нужно кому-то и, может быть, необходимо. А мне уже 68-й год! Я на закате. Выражаясь языком музыкантов, я иду «на коду». Сколько мне осталось жить? Не знаю, может быть, три-четыре года, может быть, меньше. Не пора ли уже посчитаться с той огромной любовью народа ко мне, которая, собственно, и держит меня, как поплавок, на поверхности и не дает утонуть?
Все это мучает меня. Я не тщеславен. У меня мировое имя, и мне к нему никто и ничего добавить не может. Но я русский человек! И советский человек. И я хочу одного - стать советским актером. Для этого я и вернулся на Родину. Ясно, не правда ли? Вот и я хочу задать Вам ряд вопросов:
1. Почему я не пою по радио? Разве Ив Монтан, языка которого никто не понимает, ближе и нужнее, чем я? 2. Почему нет моих пластинок? Разве песни, скажем, Бернеса, Утесова выше моих по содержанию и качеству? 3. Почему нет моих нот, моих стихов? 4. Почему за 13 лет нет ни одной рецензии на мои концерты? Сигнала нет? Я получаю тысячи писем, где меня спрашивают обо всем этом. Я молчу.
В декабре исполняется 40 лет моей театральной деятельности. И никто этого не знает. Верьте мне - мне не нужно ничего. Я уже ко всему остыл и высоко равнодушен. Но странно и неприлично знать, что за границей обо мне пишут, знают и помнят больше, чем на моей Родине! До сих пор за границей моих пластинок выпускают около миллиона в год, а здесь из-под полы все еще продают меня на базарах «по блату» вместе с вульгарным кабацким певцом Лещенко!
Мне горько все это. Я, собственно, ничего у Вас не прошу. Я просто рассказываю Вам об этом. Потому что Вы интересуетесь искусством и любите, по-видимому, его.
Как стыдно ходить и просить, и напоминать о себе... А годы идут. Сейчас я еще мастер. Я еще могу! Но скоро я брошу все и уйду из театральной жизни... и будет поздно. И у меня останется горький осадок. Меня любил народ и не заметили его правители!
Примите мой привет и мое глубокое доверие к Вам, как к настоящему советскому человеку, и прошу помнить, что это письмо Вас ни к чему не обязывает».
1956 г. Ваш Александр Вертинский.
1Сергей Васильевич Кафтанов (12 сентября (25 сентября) 1905, с. Верхнее, Екатеринославская губерния, Российская империя — 1 ноября 1978, Москва, РСФСР — советский государственный деятель, министр высшего образования СССР (1946—1951), В 1951—1957 гг. — первый заместитель министра культуры СССР, председатель Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (1957—1963).В книге допущена ошибка: "министру культуры СССР Кафтанову". Кафтанов в 1956 году был первым заместителем министра культуры СССР.
Не случайны на земле две дороги - та и эта. Та натруживает ноги, эта душу бередит.
|
|
| |