Форум
Форма входа


Меню сайта

Поиск

Статистика

Друзья сайта
Информационный портал шансона

Майя Розова. Официальный сайт

Russian Records

Журнал «Солнечный Ветер»


Наш код баннера
Петр Лещенко. Официальный сайт



Приветствую Вас, Гость · RSS 17.07.2019, 07:44

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лещенко Петр Константинович » Документы. Свидетельства о жизни Петра Лещенко » ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ - ПЕТР ЛЕЩЕНКО. Часть 1 (БИБС ЭККЕЛЬ. Взгляд из 80-х.)
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ - ПЕТР ЛЕЩЕНКО. Часть 1
GeorgoДата: Вторник, 11.12.2018, 12:34 | Сообщение # 1
Дирижер
Группа: Администраторы
Сообщений: 374
Статус: Offline


Рижская, молдавская, румынская,
английская и американская периодика в 30-е годы
часто помещала заметки и объявления
под заголовком «Петр Лещенко – любимец публики».
Писали о выступлениях Петра Лещенко,
извещали о выходе его пластинок.
По этим источникам можно было восстановить
многие неизвестные страницы
биографии певца Петра Лещенко.
Мы продолжаем отслеживать материалы
в газетах и журналах, публиковавшиеся
при жизни Петра Константиновича.
Оцифровка старыхизданий дарит нам все больше шансов
узнать ранее закрытые для нас факты из жизни артиста.
Сегодняшние СМИ – перепев интернет-ошибок,
чьих-то домыслов, мифов.
Среди авторов этого хора редко встретишь человека,
желающего узнать правду о Петре Лещенко.
Чаще из наспех собранного материала в Сети,
лепят свои опусы и тем довольствуются.
Для меня две статьи, опубликованные в газетах
русского зарубежья «Русская мысль» и «Almanac panorama»,
и передачи на Би-Би-Си, прозвучавшие в те же 80-е годы,
автором которых был БИБС ЭККЕЛЬ1
стали приятным открытием. Завязалась переписка.
Неточностей хватает и у Бибса Эккеля ,
но он хотя бы пытался разобраться в судьбе любимого певца.
Автор обивал пороги студий звукозаписи в Лондоне,
побывал в Бухаресте,  нашел сестру Петра Констаниновича
Валентину Алфимову, жену и дочь его сына Игоря.
В Лондоне в архиве «Колубмии» Бибсу Эккелю удалось
получить переписку - свидетельства о жизни певца,
фотографиями поделились родственники Игоря Лещенко.
О поисках и находках Бибса Эккеля можно узнать из его статей.
Должен напомнить, что эти статьи были написаны в те годы,
когда информация о Петре Лещенко была под семью замками.
В архивах Веры Георгиевны были вырезки из этих газет
и некоторые фотографии-перепечатки,
но очень плохого качества.
Недавно Бибс Эккель прислал нам свои статьи и фотографии,
за которые мы ему благодарны и признательны.
У нас появилась возможность их опубликовать,
а у посетителей сайта ― познакомиться с этими материалами.
"Любимец публики - Петр Лещенко", часть 1-3.
Некоторые фотографии публикуются впервые.
Спустя несколько десятилетий, благодаря Бибсу Эккелю
«Петр Лещенко - любимец публики» вновь появляется на страницах периодики.
 



Бибс Эккель
Лондон
Almanac panorama2
1-8 апреля 1988 год
Лос-Анджелес


ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ ― ПЕТР ЛЕЩЕНКО


Несколько лет назад Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила интересную пластинку под названием "Оскар Строк ― Танго". На обложке читаем, что танго и фокстроты Оскара Строка записаны в разное время в исполнении известных певцов Л. Утесова, К. Шульженко, Ю. Гуляева, В. Канделаки, И. Юрьевой... Одного имени здесь не хватает ― имени Петра Лещенко, который больше кого-либо другого прославил танго и фокстроты Оскара Строка, Марка Марьяновского и других композиторов тридцатых годов. Не хватает имени, которое было известно не только русской эмиграции, где его пластинки продавались тысячными тиражами, но и в Советском Союзе, где его записи слушали тайком и где он официально запрещён по сей день. Кем был этот любимец публики, как его называли тогда в рецензиях и афишах, и какова его судьба?
Вот что рассказывает его сестра Валентина, которую я отыскал недавно в Бухаресте: «Петр родился 3 июля 1898 года в Кишиневе. Его отец простудилсяи умер, когда Петру было всего 3 года. Наша мать, Мария Константиновна вышла замуж второй раз только спустя 5 лет. Когда я родилась, Пете было уже 19 лет. Через 3 года после меня родилась Катерина. Петя очень увлекался танцами, он мечтал стать профессиональным танцором. Кроме того, он хорошо пел и играл на подаренной ему отцом семиструнной гитаре»3

В 1923 году Петр Константинович поступил в балетную школу в Париже4. Здесь он вскоре познакомился с молодой тацовщицей Зинаидой Закит, приехавшей с танцевальной группой из Риги. В 1925 году они поженились5. Вместе они отработали несколько танцевальных номеров и стали выступать с большим успехом в кабаре и ночных русских клубах, которых была целая тьма в наполненном русскими беженцами Париже. Успех их был такой, что вскоре им предложили крупное турне по Ближнему Востоку - Египет, Палестина, Турция, Персия...

Восьмидесятилетний Жорж Ипсиланти живет сейчас в Америке. На протяжении 13 лет, начиная с 1932 года, он был постоянным аккомпаниатором Петра Лещенко. Вот что он рассказывает: «Я их увидел впервые только в Бухаресте после их турне по Ближнему Востоку. У них с Зиной был прекрасный кавказский номер в белых черкесках. Петя выходил под музыку молитвы Шамиля, вставал на одно колено и начинал петь «Где в снегу Казбек». Песня переходила потом  в бурный танец под музыку «Кавказские экскизы». Успех был прямо сумасшедший. Вот это пение услышал как-то  представитель граммофонной компании  «Колумбии» в Румынии и предложил Пете напеть несколько пластинок6. Лещенко согласился и уехал записывать пластинки не то в Берлин, не то в Лондон. Когда пластинки появились, то разошлись в миг, особенно в Бессарабии пользовались огромным успехом».

Весь 1929 и 1930 годы уходят на концертные турне по Бессарабии и Риге, куда молодая пара едет к родителям Зины. Они выступают в концертах и кабаре, и здесь Петр Лещенко делает свои первые записи для фирмы Беллаккорд. 3 января 1931 года у них родился сын Игорь.
Рассказывает  сестра Петра Лещенко Валентина: «В 1934 году привезли малыша нам в Кишинев и оставили у нас, а сами уехали в Бухарест на выступления. Вскоре мы узнали, что Петр открыл в Бухаресте маленький ресторан  под названием «Петр Лещенко» на улице Анастасу Симо 7. Им, видимо, надоело жить на чемоданах. Дела шли настолько хорошо, что через год он открыл еще больший ресторан в самом центре Бухареста на улице Калея Виктория, 2. Нас всех он перевез из Кишинева к себе на виллу на улице Карменсилвия 3 8. Мать Зинаиды тоже переехала в Бухарест и поселилась в квартире над новым рестораном».

И действительно, дела шли замечательно. Вся знать Бухареста ездила кутить в фешенебельный ресторан, где играл джаз-банд, пел цыганский хор и, где гвоздем программы, был сам Петр Константинович, который не только пел, но и танцевал вместе с женой и сестрами Валентиной и Катериной.
Вот как вспоминает ресторан бывший скрипач Лещенко, Саша Кальштейн, ныне живущий в Израиле: «Петр был блестящим танцором и отличным певцом. После ночной программы Лещенко переодевался в смокинг и со своей неизменной семиструнной  гитарой выступал как певец с нашим оркестром из 10 человек. Популярность его была огромной и даже у румын, ненавидевших все русское, он считался своим, и они, бурно аплодируя, кричали ему «Петия, Петия!» После его выступления опять шли танцевать шикарно одетые пары под бесконечные шимми, фокстроты, танго и медленные вальсы. И так до утра...».
В то время, как росли доходы модного и дорогого ресторана Лещенко, прибыль от продажи его пластинок, выпускаемой фирмой "Колумбия", достигла  небывалых размеров. Его пластинки выпускались в Великобритании, Франции, Австрии, Греции, Германии, Румынии, Польше, Голландии, Японии и США9 и продавались тысячами по всему миру ― за исключением СССР, где могли слушать только нелегально ввезенные или самодельные пластинки с его записями, пользовавшиеся огромной популярностью, да и то тайком, на свой страх и риск.
Каждые 3-4 месяца Лещенко ездил к своему другу композитору Оскару Строку. У автора таких композиций, как "Черные глаза", "Бараночки", "Синяя рапсодия", "Скажите, почему" Лещенко берёт последние шлягеры для своего репертуара, а также записывает новые пластинки для фирмы Беллаккорд.
Передо мой ноты танго Оскара Строка «Не покидай», изданные «Казанове», собственным издательством Оскара Строка в Риге10. В верхнем углу страницы слова: «Моему дорогому другу Петру Константиновичу Лещенко посвящаю ― Не покидай». Для «Колумбии» Лещенко записывался с различными оркестрами под управлением Череша, Короголоса, Хенигсбергов, Франка Фокса. В Латвии он записывался с оркестром «Беллаккорд». Часто он повторял репертуар для «Колумбии», для которой в общей сложности записал 76 песен. Из 62 записанных для «Беллаккорда»11 песен 39 записаны и для Колумбии».
Кстати, следует заметить, что записями для "Беллаккорда" Лещенко умышленно нарушал свой исключительный контракт с "Колумбией". Об этом "Колумбия" ничего не знала и стала что-то подозревать, только когда беллаккордовские записи начали появляться на пластинках польской фирмы "Сирена Электро". В сердитом письме от 25 июня 1936 года главное управление «Колумбии» в Лондоне требует от своего румынского филиала немедленно попросить у Лещенко разъяснений. А в каталоге «Беллаккорд Электро» 1939 находим следующее: «Петр Лещенко, всеобщий любимец, только на пластинках «Беллаккорд Электро». На пластинках этой компании находим песни «Барселона», «Гармошк» «Увяли грёзы», «Любимая», «Два сердца», «Не плачь, мой бэби», «Цыганочка моя».
В Бухаресте в состав оркестра ресторана "Петр Лещенко" обычно входили скрипка, пианино, саксофон, бас, ударные, кларнет, баян, гитара. Музыканты часто менялись. Некоторые из них, как Скляров и Шапиро, сочиняли для Лещенко весьма удачные песни. Постоянными членами оркестра были братья Ипсиланти - гитарист Миша и баянист Жорж.
Рассказывает Жорж Ипсиланти: "В Румынии перед войной в 1939 году призывали всех резервистов на 4-5 месяцев, и так как Петя был бессарабец и служил в Белой армии, он должен был явиться в свою часть. И вот через несколько дней появляется Петя в форме румынского офицера и уезжает на несколько месяцев. Затем вернулся, снял офицерскую форму и принялся смотреть за своим рестораном. Но уже чувствовался запах пороха и вскоре началась Вторая мировая. Когда румыны взяли Одессу в 1942 году, Петя поехал туда дать несколько концертов. Я с ним поехать не мог, был сильно простужен, поэтому сказал ему: «Езжай без пианиста, там найдешь, сколько угодно, ноты у тебя есть». И вот Петя нашел не пианиста, а пианистку и аккордеонистку Веру Белоусову. Вот отсюда и все началось. Петя влюбился в Верочку и привез ее с собой в Бухарест. Он развелся с Зиной и женился на Вере. Но дела ресторана стали ухудшаться. Настроение у публики было неважное. Красные товарищи подходили все ближе. Богатые клиенты стали уезжать за границу. А тут нас стали бомбить по 2-3 раза в неделю. И русские, и американцы, и англичане, и, в конце концов, и немцы. В общем, кому не лень. И виллу на Карменсильвия12  разбомбили, пришлось им снять квартиру. После прихода товарищей ресторан продержался недолго, и в 1945 году Петя оставил ресторан и стал давать кое-где концерты для русских. Было неплохо, но вскоре советским запретили ходить на концерты Лещенко. Солдаты говорили нам так: не запрещают, но не рекомендуют».

Вскоре братьям Ипсиланти, благодаря их греческому происхождению, удается уехать из Румынии. Кто может, уезжает. Друзья советовали Петру Константиновичу уехать, пока не поздно, но бесполезно. В румынских газетах каждый день появлялись призывы к бессарабцам явиться в особую контору для репатриации в Советский Союз. Бессарабцы прятались, как могли. В архивах фирмы «Колумбия» в Лондоне  сохранилось любопытное письмо румынского ее отделения турецкому ― в Стамбул: «14 февраля 1946 года. Мы хотели  бы сделать несколько записей нашего старого друга артиста Петра Лещенко, чей голос по-прежнему звучит замечательно и чьи пластинки  пользуются  пользуются большим спросом. Эти записи можно было бы оформить на основании старого контракта Лещенко с "Колумбией" в Лондоне. Лещенко согласен отправиться для этого в Стамбул... Так как Лещенко хорошо известен и в Турции, вы могли бы воспользоваться новыми записями и на вашей территории, заплатив ему 5% оптовой цены каждой пластинки... Так как это дело спешное, просьба ответить телеграммой или позвонить в Бухарест...».13
Неизвестно, каким был ответ из Стамбула, копия не сохранилась. Но известно, что Лещенко не поехал. Петля затягивалась все туже... Рассказывает сестра Петра Лещенко Валентина:
«Помню, раз в Констанце советские солдаты вернули все билеты на концерт Пети и потребовали вернуть им деньги. Пришлось концерт отменить. Несмотря на огромные трудности, Лещенко продолжает давать концерты вместе с Верой, которая не только аккомпанирует ему, но и с успехом поёт. Но вдруг в 1951 году случилось то, чего мы боялись. Во время концерта в Брашове их арестовали. Вошла милиция с солдатами и прямо во время исполнения песни его взяли».14
По сей день ходят разные версии, порой самые  фантастичные, об обстоятельствах гибели Петра Лещенко. Согласно одной из них, Лещенко умер в исправительно-трудовом лагере, строившим пресловутый Дунайский канал. Однако на самом деле всё было не так, его держали в тюрьме под Бухарестом, а Веру увезли в Союз ― в лагерь. Валентина увидела брата последний раз в 1952 году: «Тогда шла молва, что заключенных будут вести по определенным улицам работать на очистке разрушенных домов. Я ждала с другими на улице. Нас было страшно много. Никто ни с кем не разговаривал, ни на кого не смотрел. Вдруг вижу  - двигается к нам шеренга...  смотрю... о Боже! Вот он, Петя. До чего бледен, измучен! Я смотрю на него, но боюсь заговорить. Он меня увидел... и только заплакал...».
Петр Лещенко умер в тюремной больнице 16 июля 1954 года. Официальной могилы у него нет. Власти, покрывая свои преступления, бросили его где-то в яму вместе с другими жертвами террора. На самые настойчивые запросы автора по этому поводу румынские власти не отвечают по сей день15.
Игорь Лещенко стал танцором Бухарестской оперы. Он умер от рака печени 3 февраля 1978 года.
Вскоре умерла Зинаида Закит.16
Сестра Лещенко Валентина живет в Бухаресте, вторая сестра, Катерина - в Италии.
Вера Лещенко отбывала срок в концлагере в Советском Союзе. После реабилитации возобновила концертную  деятельность и выступала до недавнего времени. Живет в Москве.
Дочь Игоря Лещенко, 20-летняя Кристина, учится в техникуме в Бухаресте, но мечтает стать профессиональной певицей. Прошлой  осенью она принимала участие в конкурсе песни на румынском телевидении.17

Есть ещё надежда, что заговор молчания вокруг имени Петра Лещенко в Советском Союзе скоро закончится. В мае фирма грамзаписи "Мелодия" собирается выпустить первую за все годы пластинку Петра Константиновича. Пластинка включает следующие песни: "Вернулась снова ты", "Марфуша", "Не уходи", "Голубые глаза", "Петрушка", "Когда зажгутся фонари", "Спи, мое бедное сердце", "Девонька", "Моя Марусечка", "Татьяна", "Льется песня", "Мое последнее танго", "В цирке",
"Старинный вальс". Будем надеяться, что за этой пластинкой последуют другие...
По сей день фирма "Колумбия" в Лондоне хранит деньги для своего бывшего артиста Петра Лещенко. А у любимца публики нет могилы.18


ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Бибс Эккель - (наст. имя - Вивьен Джон Эккель / Vyvyan John Ekkel) родился в 1946 году в английском городе Брайтон в семье польского эмигранта. Певец, композитор, автор песен, известный виртуоз и профессиональный музыкант-балалаечник.
2 Русскоязычная еженедельная газета «Альманах Панорама» (Лос-Анджелес) издается с 1980-го года.
3 В рассказе Валентины много неточностей. Нам сегодня документально известно, что родился Петр Лещенко 2 июня 1898 года, а 3 июля был крещён в церкви села Исаево. Именно в этом селе он и родился, а не в Кишинёве, как считает Валентина. Этот информационный вирус с ее подачи по сей день широко распространён в многочисленных публикациях. В метрической книге Исаевского сельсовета записано: «Дочь отставного солдата ЛЕЩЕНКОВА МАРИЯ КАЛИНОВНА, 02.06.98 родила сына Петра, крещен был 03.07.98, крестные - дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова». Возможно, Валентина не хотела афишировать, что её мама – Мария Калиновна родила сына вне брака, что ее первым и единственным законным мужем был Алексей Алфимов. Не исключаю и другого варианта, что сестрам не сказали правды, и они считали, что отец их брата Петра умер, и мама вышла второй раз замуж. Петр Константинович о том, что мама родила его вне брака, сам рассказал Вере Георгиевне Лещенко. В том его признании, по свидетельству Веры Лещенко, не было ни осуждения мамы, которую он очень любил, ни горечи, ни обиды, что не знает, кто его  отец. Имя и фамилия отца Марии – отставного солдата Калины Лещенкова, стали отчеством и фамилией ее сына Петра. Правда, при оформлении своего паспорта и свидетельства о рождении сына, Мария изменила отчество. Она стала Марией Константиновной Лещенко, а сын – Петром Константиновичем  Лещенко. И еще один факт – отчим гитары Петру не дарил, ибо не одобрял его увлечения, тем более, не учил его играть, так как Алфимов этим даром не обладал.
4 Верно, что в Париже познакомились Петр Лещенко и Зинаида Закит, но в балетной школе училась Закит, а Петр Лещенко, по его собственному признанию был самоучкой и в танцах, и в вокале.
5 Зинаида Закит и Петр Лещенко поженились 20 июня 1926 года.
6 Жорж Ипсиланти здесь ошибается. К организации первых записей Петра Лещенко фирма "Коламбия" не имела отношения. Первые записи состоялись в Берлине, вероятно, в начале 1931 года, ибо немецкие пластинки фирмы "Парлофон" с песнями Петра Лещенко появились в продаже уже в мае 1931 года.
7 В Бухаресте Пётр Лещенко открыл сначала в 1933 году ресторан «Наш домик» на ул. Иона Брезояну (Ion Brezoianu), затем в 1935 году ресторан «Пётр Лещенко» на ул. Анастасие Симу (Anastasie Simu), и в 1936 году большой ресторан «У Лещенко» на ул. Каля Викторрией (Calea Vlctorlel).
8 Имеется в виду Аллея Кармен Сильва (Aleea Carmen Sylva) "Лесная песня" - литературный псевдоним королевы Елизаветы.
9 Необходимо добавить: в Австралии, Латвии, Китае, Турции, Чехословакии.
10 Надо: изданные собственным издательством Оскара Строка "Казанова" в Риге.
11 Петр Лещенко записал на фирме «Беллаккорд Электро» 61 песню. Последняя запись - песня «Друзья». На обратной стороне пластинки танго Оскара Строка "Любимая" исполняет не Петр Лещенко. Ниже автор ошибочно относит танго «Любимая» к записям Петра Лещенко.
12 Аллея Кармен Сильва. В других источниках по сомнительному свидетельству Валентины виллу разбомбили в 39-м году.
13 Вера Георгиевна рассказывала, что Петр Лещенко собирался в Стамбул на запись новой пластинки, но без нее не соглашался ехать. Отказался от поездки, потому что Вере Георгиевне не разрешили выезжать из Бухареста.
14 Вера Георгиевна была арестована годом позже. Обстоятельства ареста Петра Лещенко были иными. «Вежливые» сотрудники Секуритате увезли его во время антракта. Вере Георгиевне сообщили, что она может продолжать выступление, а Петра Константиновича быстро отпустят. только побеседуют с ним. Во втором отделении Вера Лещенко выступала одна.
15 Вера Георгиевна Лещенко тоже писала письма и в Румынию, обращалась в посольства Румыни и СССР, писала на Лубянку, но ответ был один: нигде нет никакой информации.
16 Зинаида Закит умерла 25 февраля 1972 года, а Игоря не стало в день рождения дочери Кристины 18 апреля 1978 года.
17 Кристина Лещенко родилась 18 апреля 1965 года, окончила Institutul Politehnic Bucuresti и Gheorghe Sincai High School (Baia Mare). Живет в Бухаресте.
18 Действительно, умерших в тюремной больнице в Тыргу-Окна заключенных хоронили в общих могилах на заброшенной части прицерковного кладбища. Но это не значит, что Петр Лещенко именно там похоронен.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (Часть 2. "В поисках могила Петра Лещенко")

© Георгий Сухно, Польша, Скерневице
© Бибс Эккель, Лондон
© http://petrleschenco.ucoz.ru/forum/37-930-1#2864
 
КоллекционерДата: Пятница, 14.12.2018, 08:15 | Сообщение # 2
Капельмейстер
Группа: Модераторы
Сообщений: 177
Статус: Offline
8 На этикетке пластинки "Bellaccord-Electro" "Любимая" указано, что исполнитель Петр Лещенко с оркестром "Bellaccord"


но на самом деле на этой стороне пластинки помещена запись в исполнении Александра Аркадьевича Балабана, сделанная им в Берлине в 1930 г. с оркестром Оскара Строка на фирме "Adler-Electro".

 
VlaDeminДата: Понедельник, 17.12.2018, 20:23 | Сообщение # 3
Аранжировщик
Группа: Проверенные
Сообщений: 126
Статус: Offline
Прочитал статьи первой и второй части, познакомился с фотографиями в третьей части. Для 80-х годов это материал был очень богатый по информации. Автор тогда не был знаком с Верой Георгиевной и вслепую шел в своих поисках. Хотелось бы то время вернуть и задать вопросы сестрам другие. С внучкой можно пообщаться и сегодня, но ее не интересует дедушка. Это мое мнение основано на выводах моих коллег, которые пытались это сделать. Соглашусь с уважаемым Георгием, что автор этих статей достоин хороших слов. Не все стремятся искать, переписывать найденное другими намного проще. Вера Георгиевна мне рассказывала об этом музыканте, даже просила сделать передачу о нем на радио, но потом что-то произошло и Вера Георгиевна отменила свою просьбу. 
Но слышал о Бибсе Эккеле и даже давал задание редактору, собрать о нем материал.
 
Форум » Лещенко Петр Константинович » Документы. Свидетельства о жизни Петра Лещенко » ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ - ПЕТР ЛЕЩЕНКО. Часть 1 (БИБС ЭККЕЛЬ. Взгляд из 80-х.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright petrleschenco.ucoz.ru © 2019
Сайт создан в системе uCoz